Добавить новость
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020
Ноябрь 2020
Декабрь 2020 Январь 2021
Февраль 2021
Март 2021
Апрель 2021
Май 2021
Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021
Октябрь 2021 Ноябрь 2021
Декабрь 2021
Январь 2022
Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Игра в оперу: «Онегин» в Нижнем Новгороде

0 35

Речь в этой рецензии пойдёт о спектакле с кратким названием «Онегин» по опере Чайковского в Нижегородском театре оперы и балета им. Пушкина. Впервые свет рампы он увидел еще в прошлом году, и его премьера, состоявшаяся 12 октября 2023 года, была приурочена к открытию 37-го Всероссийского фестиваля оперно-балетного искусства «Болдинская осень». А в рамках нынешнего 38-го фестиваля автор этих строк посетил два спектакля 26 и 27 октября.

…В Нижний Новгород журналистская судьба забрасывала рецензента дважды – в 2014 году (в период XXVIII Фестиваля «Болдинская осень») и в 2016-м, что было связано с мировой премьерой диптиха одноактных моноопер Леонида Клиничева под названием «Анна – Марина». Последний визит состоялся в конце января 2016 года, так что возвращение в Нижегородский театр оперы и балета состоялось почти через девять лет, и рецензент оказался абсолютно в новом театре, так как за эти годы много воды утекло во всех смыслах. После ремонта его интерьеры не узнать: разительный контраст между тем, что было, и тем, что стало, – первое, что бросается в глаза, приятно удивляя…

Естественно, проблемная особенность чрезмерно вытянутого в длину зрительного зала-«коридора» этого театра никуда деться не могла. Однако теперь в нём всё блестит и сверкает, а единственное, что напоминает о доблестных трудовых буднях театра в XX веке, а также в начале XXI века до момента последней смены художественного руководства в 2022 году, – это уникальный, но повидавший виды, изрядно потершийся занавес. При респектабельном блеске антуража он, как бельмо в глазу, но ведь понятно, что главное – отнюдь не занавес, а то, что за ним открывается взору на спектаклях, то, что мы видим и слышим, заняв места в зрительном зале. И сегодня главное – вовсе не новый лощеный театральный блеск, а то, что в 2022 году (случай, скажем прямо, не рядовой) в театре появился второй оркестр!

Эти кардинальные перемены произошли, когда на пост художественного руководителя был назначен Алексей Трифонов, а в связке с ним главным дирижером — Дмитрий Синьковский. Заметим, эта команда пришла в театр, сменив художественное руководство, назначенное еще в 2019 году и перенявшее творческую эстафету как раз у той когорты, что, находясь у руля Нижегородского театра оперы и балета продолжительный срок и достойно преодолев трудности и вызовы постсоветского времени (90-х годов XX века), уверенно вступила с театром в нынешнее столетие. В 2020 году новым директором была назначена Татьяна Маврина, и на момент премьеры «Онегина» (режиссер – Сергей Новиков, дирижер-постановщик – Дмитрий Синьковский) в официальном буклете спектакля в этом качестве она как раз и фигурировала. А уже в конце февраля нынешнего года на этом посту ее сменил Айрат Тухватуллин, бывший до этого заместителем директора МХТ им. А.П. Чехова.

Процесс выдвижения и смены кадров административно-художественного руководства, переживший в последние годы заметное оживление, к настоящему моменту вошел в стадию «крейсерского полета», а вся «революция» затевалась с целью оживления творческой жизни, как декларируется, в лучших традициях мирового музыкального театра. Позитив этой жизни даже посредством «точечного» с ней знакомства на «Онегине» и впрямь ощутим, но напористость и амбициозность, с которыми новый коллектив – оркестр «La Voce Strumentale» Нижегородского государственного театра оперы и балета – во главе со своим художественным руководителем Дмитрием Синьковским рьяно осваивает оперную афишу, взглядом из Москвы воспринимаются слишком уж нарочитыми. К тому же регулярные показы в Москве концертных версий премьер слегка настораживают, в известной степени отдавая рекламным популизмом.

Но что до живых впечатлений от «Евгения Онегина» (поправляемся – от «Онегина»), приобретенных на двух спектаклях в конце октября в Нижнем Новгороде, то на этот раз и музыкальная составляющая, и звучание хоровых страниц, и составы в целом порадовали.

Дирижер буквально растворился в музыке – в певцах на сцене и оркестрантах в яме. Темпы были выверенными, оркестровый звук отличался красотой и благородством: оркестр словно говорил, а дирижер словно пел с певцами. Как странно, ни в официальном буклете премьеры, ни на сайте театра не указан хормейстер-постановщик. Если маэстро Синьковский с хоровыми страницами справился сам, то, как говорится, честь ему и слава, ибо хоровые страницы звучали свежо и одухотворенно, интонационно-точно и музыкально-ярко.

Меньше всего в партии Татьяны ожидалось услышать Василису Бержанскую. Когда-то она начинала как сопрано, но давно уже «перекрасилась» в меццо, хотя автору этих строк всегда было очевидно, что подобный не творческий, а прагматичный зигзаг в ее карьере – попытка искусственная. Во второй день в партии Татьяны выступила Екатерина Ясинская, и произошло чудо: после «черно-белого» выхолощенного эрзаца образ главной героини сразу наполнился многокрасочной палитрой вокальных оттенков, появились артистический апломб, кураж и техническая раскрепощенность, что позволило певице оказаться на высоте и в лирических эпизодах (особенно в знаменитой сцене письма), и в подчеркнуто экспрессивном драматическом финале, хотя мы имели дело всё же не с драматическим, а с центральным сопрано, но обладающим и энергетикой, и теплой чувственной спинтовостью.

Изумительным Онегиным (даже и позабылось, что такие голоса бывают) оказался до мозга костей лирический баритон Семён Антаков, певец галантный, вальяжный, необычайно аттрактивный, живой! Его звучание предстало романтически одухотворенным, упоительно мягким, поистине благородным. А драматический (в аспекте вокала) вариант образа Онегина предложил Владислав Бирюков, и в нём он также показал себя сноровистым певцом-актером. Оба исполнителя в пределах своих вокальных амплуа предстали весьма органичными кавалерами – типажами из XIX века: на протяжении спектакля зрительское и слушательское доверие к ним не ослабевало ни на миг.

В партии Ленского поразил Сергей Кузьмин. За развитием карьеры певца рецензент следит с Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2019) в Санкт-Петербурге и знакомства с ним тогда же в партии Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта на спектакле Михайловского театра. После премьеры в Красноярске, где исполнитель не слишком убедительно выступил в партии Джеральда в «Лакме» Делиба, в Нижнем Новгороде, певца было просто не узнать! Понятно, что Джеральд и Ленский – герои сугубо лирические, романтические, однако музыкальные стили этих партий разные. На этот же раз речь о том, что манера звуковедения вокалиста стала более наполненной, ровной и кантиленной.

Партией Ленского в исполнении Сергея Кузьмина можно было заслушаться, в то время как другой ее исполнитель Сергей Годин «зачет за партию» получает без особого энтузиазма. Его вокализация резка, с проступающей порой нежелательной харáктерностью звучания, но всё же следует заметить, что в этой постановке партию Ленского артист исполнял впервые.

Партия Гремина для обоих ее исполнителей – басов Александра Воронова и Матвея Пасхальского – также была отмечена в программке как «первое исполнение». Трудно отдать предпочтение кому-либо из них: в партии одной арии оба артиста роскошной басовой кантиленой произвели обнадеживающее впечатление. Оба вечера партию Ольги (не слишком затратную, иронически игровую) довольно убедительно провела молодая меццо-сопрано Валерия Горбунова, а в партии Филиппьевны была занята ее весьма опытная коллега по вокальному цеху Татьяна Гарькушова. В партии Лариной запомнились обе весьма эффектные меццо-сопрано яркой, но не насыщенно рельефной фактуры: в первый день – Карина Хэрунц, во второй – София Схиртладзе.

Если бы не глобально переосмысленная по отношению к пушкинскому первоисточнику режиссерская концепция, обзор солистов мы бы на этом и закончили. Но чрезвычайно важна теперь и эпизодическая фигура Зарецкого, ибо вместо Ленского он принимает смертельный, роковой выстрел Онегина на дуэли, выступая в роли «агнца на заклание», а ревнивый поэт-романтик – тонкая ранимая душа – остается жить! В ипостаси «агнца» на поклонах в финале оба дня в овациях публики купался колоритный и сноровистый бас Виктор Ряузов: свой счастливый актерский билет он вытянул даже в такой традиционно проходной партии.

Подобный режиссерский ход выглядит полным нонсенсом, но стопроцентно традиционная в плане костюмно-сценографического антуража постановка, в которой при сдвижке сцены отповеди Татьяны Онегиным (она идет теперь не до ларинского бала, а после) ни одна нота Чайковского не пострадала, оставляет необъяснимое ощущение. Разумом понимаешь, что такого быть не должно, но душой принимаешь всю эту режиссерско-постановочную игру на полном серьезе…

Авторами увлекательной игры в оперу (одиннадцатой постановки в этом театре) вместе с режиссером Сергеем Новиковым стали сценограф Александр Купалян, художник по костюмам Мария Высотская, художники Руслан Майоров (свет) и Дмитрий Иванченко (видео), а также балетмейстер Леонид Сычев, и оптимистичное послевкусие, оставшееся от просмотра, говорит о том, что даже при таком кардинальном режиссерском вираже романтическая эстетика оперного театра в тиски произвола не зажата. Режиссер прочитал роман Пушкина по-особому досконально – что называется, с пристрастием. И поэтому действие оперы по сюжету романа, отсылающего к первой четверти XIX века, он легким движением руки перенес на стык XVIII и XIX веков, и эта манипуляция понадобилась ему для того, чтобы по-новому закрутить интригу ссоры Онегина и Ленского на балу у Лариных.

В опере семь картин (по определению композитора, лирических сцен), и в обсуждаемой постановке первые картины в поместье Лариных (экспликационная и сцена письма Татьяны Онегину) разворачиваются в сентябре 1799 года. Третья картина «Ларинский бал», сюжетно приуроченная к именинам Татьяны, теперь привязана режиссером к 25 января 1800 года, и именно она становится поворотным моментом новой оперной драматургии, ибо Ленский, взбешенный ухаживаниями Онегина за Татьяной на деревенском балу, не только бросает перчатку, вызывая своего друга на дуэль, но и плещет ему в лицо вином из бокала… При этом Ленский случайно попадает в висящий на стене портрет императора Павла I, и теперь ссора оборачивается делом об оскорблении самогó государя.

В своем синопсисе режиссер предусматривает то, что музыканты полкового оркестра оказываются на именинах Татьяны по договоренности Онегина с местным полковником, так что «замять» инцидент с портретом Павла I, лишь не заметив, никакой возможности уже нет. Четвертая картина – теперь переосмысленная сцена отповеди Татьяны Онегиным, которая происходит во время спектакля в фойе оперного театра в Санкт-Петербурге, куда Ларины приезжают хлопотать о деле Ленского. Пятая картина – на своем месте, однако теперь вместо сцены традиционной дуэли Онегина и Ленского с участием их секундантов (соответственно непоющего месье Гильо и поющего Зарецкого) это сцена… в равелине Петропавловской крепости, и события четвертой и пятой картин тотчас хронологически вытекают из третьей.

А шестая картина «Петербургский бал» (бал у Нины Воронской) и продолжающая ее седьмая картина «Заключительная сцена Онегина и Татьяны» (сцена в гостиной Греминых) локализованы режиссером в 1802 году – в том историческом моменте, когда Павел I уже убит, а на российском престоле – Александр I. Именно для этого и была конкретизирована, то есть уточнена, хронология событий, и настает время в этом уточнении разобраться, ибо о событиях четвертой и пятой картин мы пока не обмолвились ни словом. Но сначала вспомним, что финал третьей в сей постановке картины «Ларинский бал» – это финал пятой главы «Евгения Онегина», которая у Пушкина заканчивается так: «Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули – больше ничего – / Вдруг разрешат судьбу его». То есть взбешенный поведением Онегина Ленский просто ретируется с бала, а сцена ссоры Онегина и Ленского в опере – это гениальное музыкально-драматургическое озарение Чайковского!

Зарецкого, секунданта Ленского в пятой картине, который и должен был бы появиться именно в ней, если бы всё шло в привычном нам оперном русле, режиссер вводит еще на «Ларинском балу», то есть в третьей на сей раз картине. Пока петь ему нечего, и этому до поры до времени мимическому персонажу Онегин, как читаем в режиссерском синопсисе, поручает присмотреть за Ленским, «пока сам Онегин будет “ухаживать за Ольгой”». И для нового развития событий в пятой картине это чрезвычайно важно, ибо Зарецкий должен – просто обязан! – оказаться свидетелем инцидента, последствия которого – уже не просто бытовая разборка между Онегиным и Ленским, а дело, приобретающее весьма серьезную политическую окраску. А теперь «злодей» Зарецкий – еще и подстрекатель этой ссоры!

Ленский арестован в третьей картине, а в четвертой… Впрочем, режиссерский синопсис этой перемещенной картины приведем полностью: «Ларины приехали в столицу хлопотать о судьбе Ленского. Узнав, что Онегин – следователь по делу Владимира, Татьяна пишет ему второе письмо (курсив мой – И.К.). Чтобы принять Татьяну наедине, он встречается с ней в пустом коридоре театра во время спектакля. Онегин и сам решил спасти Ленского, но для этого ему придется уехать из страны. Надолго, а может быть, и навсегда. Онегин, не раскрывая своего замысла, дает Татьяне “от ворот поворот”. “Блистая взорами, Евгений / Стоит подобно грозной тени, / И, как огнем обожжена, / Остановилася она”».

Пожалуй, резонно согласиться с режиссером, что невербальным ответом на первое письмо Татьяны Онегину, которое она пишет во второй картине и которое по Пушкину и Чайковскому должно быть единственным, может служить возвращение к теме письма Татьяны в оркестровой прелюдии третьей картины «Ларинский бал», а всё происходящее в этой картине следует воспринимать с расчетом на то, что отповедь Татьяны Онегиным уже состоялась, а не должна состояться лишь в следующей – четвертой – картине. Эта картина, становясь предтечей неожиданной развязки, случающейся теперь в пятой картине, понятно, сразу же потребовала со стороны Татьяны второго письма, хотя всё то, что происходит теперь в четвертой картине при неизменности текста либретто самогó Чайковского, – не что иное, как отповедь-ответ Онегина именно на первое (и единственное, по сути) ее письмо.

Так что в этой картине ни слова «о деле Ленского» между Татьяной и Онегиным просто и не могло быть произнесено, а то, что «Онегин и сам решил спасти Ленского», нам известно пока лишь из режиссерского синопсиса. Реализация же этого благородного намерения, как снег на голову, обрушивается на зрителя в пятой картине, без оригинального режиссерского изложения которой нам также здесь не обойтись: «В Петропавловском равелине Ленский под надзором Зарецкого ждет приведения приговора в исполнение. Напоследок он решает написать Ольге свое последнее стихотворение (ария Ленского “Куда, куда вы удалились”; прим. мое – И.К.). Появляется Онегин: приговор подписан, и к казни всё готово. Он делает вид, что поручает Зарецкому произвести выстрел. Однако в решающий момент сам стреляет в Зарецкого, снимает с него мундир, переодевает Владимира и выводит из каземата, отправляясь в дальние странствия. “Прекрасны вы, брега Тавриды, / Когда вас видишь с корабля / При свете утренней Киприды, / Как вас впервой увидел я”».

Такое вот кино, по классическому сценографическому антуражу очень напоминающее третий акт «Тоски» Пуччини, в котором подле Тюремщика (на этот раз в его ипостаси – Зарецкий) Марио Каварадосси пишет прощальное письмо своей возлюбленной. При этом отсутствие четвертого (бессловесного) персонажа картины месье Гильо ловко обыгрывается мизансценой Зарецкого и Онегина с настольной гильотиной (устройством для отрезания «колпачка» сигар), а Зарецкий, ни в чём не повинный на первый взгляд, легко и без подставления под удар репутации Онегина приносится режиссером в жертву, ибо в события оперы через события романа стихах Пушкина на этот раз вторгается сама жизнь.

Известно, что для Пушкина прототипом Зарецкого стала фигура графа Фёдора Толстого по прозвищу «Американец» – положившего одиннадцать (!) человек отчаянного бретёра, карточного шулера и личного врага поэта: дуэль между ними из-за передергивания карт графом не состоялась лишь по счастливой случайности. Так что Зарецкого ничуть не жалко, и режиссер отыгрывается на нём по полной, спасая вспыльчивого юного поэта и всецело симпатизируя Онегину как верному другу и способному по-настоящему любить индивиду. И, кстати, его отповедь-отказ Татьяне, на этот раз перенесенный в четвертую картину, постфактум – после шокирующей развязки пятой картины – предстает не столько отказом в аспекте чувства, сколько отказом по жертвенной необходимости. Не до сантиментов ему: беспечному, но благородному Онегину необходимо во что бы то ни стало спасти Ленского!

Наконец, обращаемся к режиссерской подводке шестой картины «Петербургский бал», которая переносит нас в 1802 год: «Прошло два года. Павел I убит, на престол взошел его сын – император Александр I, который заявил, что “всё будет, как при бабушке” (Екатерине Великой). Поскольку к власти пришли сановники, которые ненавидели Павла, у друзей появилась возможность воротиться в Петербург. Ленский с Ольгой уже месяц как веселятся на столичных балах. Онегин же смог приехать только сейчас: потребовалось больше времени, чтобы “замять” дело об убийстве (якобы на дуэли) его друга Зарецкого». В целом антураж сей картины, за исключением Ленского с Ольгой, резвящихся в вихре танца, вполне традиционен: петербургский бал словно примиряет всё со всем

После мировой премьеры оперы в Москве 17(29) марта 1879 года на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории (дирижер – Николай Рубинштейн) творение Чайковского снискало не только большой успех, но и получило большой общественный резонанс, так как композитор изменил финал Пушкина. В заключительной сцене (в седьмой картине) появлялся муж Татьяны, князь Гремин. Та теряла сознание, падая к нему на руки, после чего Онегина именно Гремин и выпроваживал… Чайковский вернул затем финал в русло Пушкина, правда Гремин появляется в финале и сейчас, но уже после того, как Татьяна оставляет Онегина одного – несчастного и разбитого. Хотя у Пушкина – типичный открытый финал, на этот раз в финале «и овцы целы, и волки сыты». А о появлении Гремина в финале отечественный оперный театр советской эпохи начисто «забыл», но в XXI веке вспоминается знаковая постановка Татарского театра оперы и балета 2012 года (режиссер – Михаил Панджавидзе, дирижер – Михаил Плетнев).

И если в Казани Гремин возникал в довольно абстрактном решении где-то на заднем плане, так что эта мизансцена в известной степени допускала множественность суждений, то на этот раз в Нижнем Новгороде всё было предельно однозначно и реалистично, да еще и усилено тем, что Гремин в виду обескураженного Онегина забирал сразу два письма Татьяны, оставленные ею! Однако обратимся к финалу режиссерского синопсиса, к финалу седьмой картины: «Татьяна на Онегина не таит ни злобы, ни обиды. И даже благодарит Онегина за его благородный поступок – спасение Ленского (курсив мой – И.К.). Но его притязания Татьяна отвергает. Она любит Онегина, но всё же “пыл преступный подавив, / Долг чести суровый, священный / Чувство побеждает!” (слова Татьяны из финала оперы; прим. мое – И.К.). “Но шпор незапный звон раздался, / И муж Татьянин показался…”».

Круг романа замкнулся, история завершилась, и показался берег… Однако весьма интересно то, что в последнем цитировании выделено курсивом. Татьяна ведь благодарит Онегина совсем за другое, но ее слова «В тот страшный час вы поступили благородно» из финального дуэта, как ни крути, в свете новой постановочной концепции легко можно отнести и к благодарности за спасение Ленского! Интеллектуальное кредо режиссера Сергея Новикова мы снова узнаём из официального буклета постановки: «В постановочном решении мы используем те смысловые лакуны, которые достались от авторов, будто тайный ход на простор фантазии. Там, где Пушкин и Чайковский не оставили нам четких указаний, мы можем предложить свою версию». Этой версии как раз и посвящена финальная (и довольно основательная) часть настоящих заметок.

В данной версии у режиссера, как говорится, всё сошлось, и при его выверенном синопсисе и неизменном тексте либретто множественность смыслов (один из примеров – приведенная выше вокальная фраза Татьяны) позволила ему создать логически непротиворечивую конструкцию драматургии. Другой пример. Онегин поет в шестой картине: «Убив на поединке друга…». Он-то поет о Ленском, но ведь все они – друзья-приятели: Онегин, Ленский, Зарецкий… И в этом плане подобных примеров отыщется немало. Так что в итоге «подкопаться» вроде бы и не к чему... А в этой связи приходит на ум сентенция «Шалость удалась!» совсем из другой оперы – из мира поттерианы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото со спектакля 26 октября 2024 года — Geometria.




Пушкин

«Как завещал Маэстро»: Международный фонд Юрия Темирканова поделился итогами 2024 года


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Выставка музея-фантома закрылась через 3 часа после открытия

«Как завещал Маэстро»: Международный фонд Юрия Темирканова поделился итогами 2024 года

На Новый год салютов не будет

Вперед — за подарками: новогодние ярмарки Санкт-Петербурга в 2024–2025 году

Новости Ленинградской области

В Пскове стартовал фестиваль «Кулов-фест». ФОТОРЕПОРТАЖ

«Кулов-фест» стартует в Пскове 11 декабря

В Москве проходит XIII форум «Языковая политика в Российской Федерации»

В Русском центре в Бресте провели круглый стол «Беларусь и Россия: взаимодействие в образовательной и культурной сферах» и показали фильм о Людмиле Вербицкой


Спектакль «Приключения Рустема» откроет «Кулов-фест» 11 декабря

В четырех районах Петербурга опять перекроют движение из-за ремонта

На Новый год салютов не будет

Режиссёр театра Тимур Кулов стал гостем «Серебряного дождя». Главное


Наш товарищ и коллега Александр Ершов отмечает юбилей

Откройте для себя Замоскворечье

В четырех районах Петербурга опять перекроют движение из-за ремонта

Как работать с классическими произведениями в театре, рассказал режиссёр Тимур Кулов


Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко
Ленинградская область

Александр Дрозденко наградил победителей премии общественного признания Ленобласти «Команда47»


Частные объявления в Пушкине



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Вероника Долина

Измена Олега Долина и большая семья с Жигалкиным. Два брака звезды «Охоты на пиранью» Светланы Антоновой



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Пушкин на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Роковая случайность или суицид? Как на самом деле погиб певец Мурат Насыров

В сиреневом саду. В «Новом театре» показали премьеру – спектакль о первой любви Сергея Рахманинова

Певица Пинк опубликовала редкое фото с детьми

Пол Мескал сыграет Пола Маккартни в новом фильме о The Beatles (Variety)


Новак Джокович заявился на турнир ATP-500 в Дохе

Арина Соболенко получила награду WTA за преданность делу и продвижение женского тенниса

Соболенко выиграла награду WTA за продвижение женского тенниса

Блинкова разгромно проиграла Лепченко на турнире в Лиможе


Thursday 12 December 2024

South Korea's tourism, soft power gains, at risk from extended political crisis

Balika Vadhu actor Samridh Bawa mourns the loss of his father; shares an emotional tribute

Bigg Boss 18: Gauahar Khan praises Vivian Dsena’s game in the show; says, “Love how straightforward and honest he is”