Семья из СВАО построила под Ярославлем этнодеревню и открыла там несколько музеев
У Александра и Олеси Мазалецких-Дегтярёвых из Останкинского района было всё, что нужно для жизни в большом городе: машины, квартиры, серьёзная и хорошо оплачиваемая работа. Но чего-то не хватало. Для души. И тогда они рванули в Тыгыдым. Вернее, сами его и построили.
Что хорошо коню…
Они успешные юристы. Олеся работала арбитражным управляющим, муж — адвокатом по уголовным делам.
— Сразу после рождения дочки, в 2011 году, муж подарил мне вороного коня, — рассказывает Олеся. — Кони — наша общая страсть. Мы поместили его в частную конюшню и, приехав как-то, обнаружили запертым в тёмном маленьком пространстве. Мы увидели в нём себя! Поняли, что находимся в клетке постоянных обязательств, в круговороте дел, которые не приносят удовлетворения. С этого момента мы стали искать место, где будет хорошо нам и нашему коню.
Глава семейства очень любил местечко Пошехонье в Ярославской области, туда семья и подалась в мае 2014 года.
— Мы продали дорогой автомобиль, квартиру и полученные деньги вложили в строительство домов. Родные и друзья смеялись над нами и считали чудаками, — говорит Олеся.
Ходил в подмастерьях у плотника
Покорение села задалось не сразу: не было водопровода, канализации и прочих благ цивилизации, да и местная власть восприняла идею этнодеревни с холодком. В итоге пришлось искать другое место. К счастью, поступило приглашение от представителей этнопарка в одном из уголков всё той же Ярославской области. Они предложили участок земли в собственность.
— С этого и началась наша новая жизнь. Мы стали строить, собирать уникальные экспонаты по деревням. Саша два года ходил в подмастерьях у местного плотника-столяра, одного из последних мастеров тележного дела. Я собирала истории, байки и рецепты русской кухни, училась почти забытым ремёслам у бабушек, — вспоминает собеседница. — Так появился Тыгыдым.
Кстати, название родилось тоже благодаря коню: именно так стучат его копыта — тыгы-дым, тыгы-дым…
Чёрная соль, поташное мыло
Идея была в том, чтобы воссоздать русскую деревню со всеми её потрохами. А для этого надо было самим полностью погрузиться в деревенский быт.
— Тыгыдымский конь — жеребец Паша — наш символ. Кроме него, у нас полно и другой живности: кобыла Малинка, козы, гуси, собаки, коты, — перечисляет хозяйка. — Мы создали музей крестьянской кухни. Он расположен в большом старинном доме. Есть и музей утраченных ремёсел — в бывшем амбаре. В нём выставлен, насколько нам известно, единственный в России действующий драночный станок. Из последних наших проектов — музей нужного дела, попросту говоря музей нужника. Это очень интересная и познавательная часть истории русского быта.
А ещё здесь работает мелочная лавка с деревенскими товарами — чёрной солью, свечами, поташным мылом на козьем молоке, щёлоком, — всё это также производится в этнодеревне. Ее основатели проводят мастер-классы, экскурсии, постоянно расширяют экспозицию.
С местными проблем нет
Деревня Тыгыдым — выдуманная. Но Мазалецкие-Дегтярёвы поставили цель: сделать деревню настоящей, то есть официальным населённым пунктом с одноимённым названием. В этом москвичей уже поддержало правительство Ярославской области. Их старший сын вернулся в Москву, а вот дочка осталась — ухаживает за животными, готовит авторскую экскурсию. В последнее время среди гостей Тыгыдыма всё больше москвичей.
— Прежде всего мы хотим сохранить часть нашей общей истории. Например, нам было интересно узнать свои родословные. Оказалось, что дед Саши — прапорщик царской армии, после выхода в отставку всю жизнь провёл в деревне. Кстати, местные жители к нам относятся очень хорошо: стараются помочь, передать экспонаты, рассказывают об истории этих мест, — поделилась Олеся.