Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14
15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

«В полузабытой империи...»: худрук МХАТ им. Горького Эдуард Бояков беседует с поэтом Юрием Кублановским

0 319
 «В полузабытой империи...»: худрук МХАТ им. Горького Эдуард Бояков беседует с поэтом Юрием Кублановским
KOLLAZH-1.jpeg

Художественный руководитель МХАТ им. Горького, известный продюсер и режиссер (организатор фестивалей «Золотая маска», «Новая драма», «Традиция», «Герой и время», создатель театров «Практика» и «Политеатр») Эдуард Бояков работает над книгой бесед с выдающимися современниками. По просьбе «Своего» Эдуард Владиславович передал в редакцию фрагмент большого интервью с замечательным поэтом Юрием Кублановским, с которым лично познакомился осенью 2019 года, во время подготовки поэтического спектакля, проходившего в рамках мхатовского проекта «Сезон стихов».

Бояков: Юрий Михайлович, мой первый вопрос — не про стихи, а про театр. У Вас есть некие особые, связанные с ним воспоминания? И если да, то что они для Вас значат?

Кублановский: Я, можно сказать, все детство провел за театральными кулисами, поскольку мой отец был одним из ведущих актеров Рыбинского драмтеатра, который был напрямую связан со старейшим русским театром имени Федора Волкова в Ярославле. Хорошо помню не только отдельные сцены, но целые спектакли, как советские (например, «Барабанщицу» Салынского), так и по пьесам Лопе де Вега — при Сталине и позже почему-то особенно любили ставить его произведения. Театр был частью моей жизни. Летом мы уезжали на дачу, а нашу квартиру в центре Рыбинска сдавали актерам, приезжавшим в наш город на гастроли. Хорошо помню одну приму со следами увядающей красоты на лице. Она сидела перед нашим огромным старым зеркалом и то ли красилась, то ли наносила грим... Кстати, в нашем театре, в костюмерном, если не ошибаюсь, цехе служила одно время Анна Тимирева, гражданская жена Колчака. Я узнал об этом много позже, но сразу вспомнил ее благородную внешность и стать... А когда, оставаясь один, думал, что никто меня не видит и за мной не следит, из всяких подручных средств изготавливал себе накидку, шляпу, изображая перед зеркалом какого-нибудь воинственного мушкетера. Вообще, в ту пору в культуре царила некая своеобычная демократия. Например, в 50-е годы прошлого века в Рыбинск на летние гастроли приезжал МХАТ! Мы с бабушкой вместе с другими горожанами ходили встречать именитых гостей. Мне было лет 5–6. Как сейчас помню, спускались на перрон по вагонной лесенке Степанова, Тарасова, Яншин, Грибов и другие асы, красивые актрисы в модных тогда пыльниках (легких серых пальто с тремя волнистыми складками на спине). А играли, увы, порой при полупустом зале: у рыбинцев не было денег на то, чтобы посещать все постановки гастрольного репертуара... Спектаклей я не запомнил, а вот ту вокзальную встречу помню отчетливо. К сожалению, по жизни мне нечасто удавалось бывать в театрах: недоставало и денег, и возможностей приобретать дефицитные билеты. Зато каждый увиденный мной спектакль — Розовского в Студенческом театре МГУ, Любимова, Эфроса, Попова («Смерть Иоанна Грозного») — хорошо помнится мне и сегодня. В молодости любил читать пьесы: Юджин О’Нил, Теннесси Уильямс, не говоря уж о Шекспире, — увлекали не меньше, чем романы и повести.

В конце 80-х в эмиграции я смотрел постановки ставших выездными режиссеров Васильева, Додина: «Серсо» и абрамовские «Братья и сестры» впечатались в сознание навсегда.

Бояков: Сводный брат театра кинематограф, как я знаю, близок Вам в еще большей степени. Образы, эстетика кино многое значат для Вас и Вашей поэзии. На карантине у людей появилась возможность читать книги и смотреть кино. Что за фильмы Вы бы порекомендовали?

Кублановский: «Андрея Рублева», «Иваново детство» и «Солярис» Андрея Тарковского, «Дядю Ваню» и «Дворянское гнездо» Андрона Кончаловского. Думаю, заслуживает внимания и свежая картина Андрея Смирнова «Француз». Смотрел ее и вспоминал свою юность. Хотя действие фильма происходит в 1950-е, за несколько лет до того, как я приехал учиться в Москву, в нем есть сцены на том же университетском дворике близ Манежной площади, который мы звали «психодромом», потому что психовали там перед сдачей экзаменов... Этот фильм — еще и реквием по старым русским людям, только что вернувшимся из концлагерей, по молодым энтузиастам, жаждущим культурной свободы. Мы были следующим за ними поколением. Есть в этой картине и прекрасные сцены в зимнем Лианозове, Переславле-Залесском, показанные колоритно и точно.

Бояков: «Дядя Ваня», «Дворянское гнездо», ранние фильмы Тарковского — как проходили их первые просмотры? Наверняка Вы бывали на закрытых показах, в присутствии самих режиссеров, наблюдали зарождение творческих гениев. Слышал, Вы как-то оказались на съемочной площадке у Тарковского. Кинематограф, судя по всему, серьезно повлиял на Ваше эстетическое и культурное мировосприятие, на поэзию — не только русский и советский, но и западный, как я понимаю. Расскажите о тех фильмах и режиссерах подробнее. Что они значили и значат для Вас?

Кублановский: Ранние фильмы Тарковского и Кончаловского, за небольшим исключением, выходили на широкий экран, были доступны зрителю. Андрею Арсеньевичу даже дали денег, чтобы полностью переснять запоротый было «Сталкер». В этом смысле их обоих представителями контркультуры того времени никак не назовешь. Казалось бы, ничто не предвещало тех приключений, которые потом с ними случились...

Вообще кино — это моя неспетая песня. Я ведь мечтал пойти во ВГИК на сценарный факультет, но в 1964 году, когда приспела пора поступать в институт, туда брали только после двух или трех лет рабочего стажа, а у меня его не было (хоть и работал на заводе, и вечернюю школу заканчивал), не набиралось.

Откуда такая тяга к кино и желание приобщиться к киномиру? Трофейные фильмы, которые я видел в четыре-пять-шесть лет, засели в моем сознании целыми эпизодами. «Королевские пираты», многосерийный «Тарзан», «Робин Гуд» и другие западные киноленты шли в Рыбинске при переполненных залах. Попасть туда было очень трудно, некоторые картины мы с бабушкой смотрели прямо из будки киномеханика, оказавшегося сыном бабушкиной приятельницы. В отрочестве я уже самостоятельно пробирался на такие фильмы, как «Фанфан-Тюльпан». Кстати, на это любовно-приключенческое кино в рыбинском кинотеатре с детским названием «Артек» двери брали штурмом. Никто не смотрел, есть у тебя билеты или нет. Помнится, когда я пацаном пробирался в толпе, контролерша автоматически срывала с меня ушанку и бросала ее назад в толпу, чтобы мне пришлось обратно за ней протискиваться. Попал на «Фанфана», кажется, лишь с третьей попытки.

В начале 60-х сильнейшее впечатление на меня произвел фильм «Ночи Кабирии», через 30 с лишним лет я даже написал об этом стихотворение:

«В полузабытой империи / Что нашей юностью двигало? / Улица и кинозал. / Набриолиненный жиголо / У онемевшей Кабирии / Сумочку там отнимал... / В эту минуту готовое / Броситься на острие / В тощей груди бестолковое / Сердце мужало мое. / И неизвестные дивные / Там громоздились вдали / Снежные кряжи обрывные — / Кардиограммы земли».

Это был первый фильм Феллини, который шел у нас. «Дорога» (в советском переводе «Они бродили по дорогам») появилась намного позже. Хотя настоящим откровением, после которого, собственно, я и захотел связать свою судьбу с кинематографом, стало «Иваново детство» Тарковского. Впечатление от него ни с чем не сравнимо. Фильмы Кончаловского позже не просто стали для меня художественными произведениями, но и оказали сильнейшее идейно-психологическое влияние. Уже тогда, благодаря Рыбинску, провинциальному быту, я тянулся к культуре дореволюционный России, ее укладу. И вдруг эти картины визуально продемонстрировали мне ту старую красоту, о которой я только подозревал, имея перед глазами отдельные «артефакты»: битую чашечку кузнецовского фарфора, проеденную жучком дореволюционную мебель XIX столетия, стоявшую в комнатке бабушки...

На первом курсе университета меня поразило «Приключение» Антониони (прорвался на полузакрытый просмотр на Ленинских горах в МГУ). А потом много лет жил под впечатлением от этого фильма. И всегда старался смотреть все неординарное. Благодаря тому, что подружился с чешским журналистом, корреспондентом «Литературных листов», стал ходить на просмотры в посольство Чехословакии. Там я познакомился с ранними фильмами Милоша Формана «Черный Петр» и «Приключения блондинки», они тоже меня очень задели. Впрочем, не чаще двух-трех раз в году удавалось стать зрителем чего-нибудь по-настоящему выдающегося, например, «Людвига» Висконти, а на открытом экране — польских фильмов. Потом эти картины жили со мной, будто я прочитал эпопею или серьезный роман. То есть кино в сознании делило место с литературными произведениями. И так продолжалось долгое время, пока кинематограф (как и живопись) не начал лететь в тартарары. Сейчас, прямо скажем, трудно встретить какое-нибудь новое кино-откровение. Такое, как, например, фильм «Невинный» Висконти. Его озвучивали, когда режиссер уже скончался, у нас картина шла в порезанном виде, но мне на Западе удалось пересмотреть ее полностью.

«Барри Линдон» — первая картина, виденная мной по приезде в Европу, — шла с антрактом, в перерыве работал буфет, почти все выглядело так, будто мы не в кино, а в театре. Позже Иосиф Бродский рассказал мне, что этот фильм Кубрика (кстати, провалившийся тогда в европейском прокате) — его любимый... Впрочем, прямо скажем, киноискусство менее долговечно, нежели литература, многие ленты, которые казались тогда шедеврами, не выдерживают испытание протяженностью в 40–50 лет и кажутся сегодня довольно наивными. Правда, недавно я пересмотрел «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова — драматичное замечательное кино! Словно перечитал русскую повесть Владимира Набокова.

А с Тарковским получилось так. После первого курса искусствоведческого отделения МГУ мы проходили практику во Владимире, и там как раз снимался «Андрей Рублев». Тогда все было очень демократично, вернее, скудно — один ресторан на весь город, при гостинице. Вечером мы со своими подружками сползались ужинать, а за соседним столиком сидели Тарковский, Ролан Быков, Коля Бурляев и Марианна Вертинская. И так — в течение целого месяца. Да и ели все одно и то же, цыпленок табака (самое роскошное, что там было) стоил два рубля с копейками...

Прошли, как говорят романисты, годы. И вот я оказался первым русскоязычным журналистом, который брал у Тарковского интервью, когда тот объявил, что остается на Западе. Это происходило в отеле «Рафаэль», недалеко от Елисейских Полей и Триумфальной арки. Я напомнил Андрею эпизод про то, как мы целый месяц ужинали в паре метров друг от друга. В Париже он произвел на меня очень странное впечатление, словно сам был в шоке от собственного решения, от того, что впервые дает интервью не западной либеральной или коммунистической прессе, а представителю антисоветской газеты «Русская мысль». Он все время оглядывался, будто ждал, что из-за колонн выйдут посольские молодчики и скажут: «Все, Андрей, хватит, поиграли в свободу, и будет, поехали домой. Там тебя папа ждет, дети...». Но все равно разговор получился интересный. Помнится, мое интервью с Тарковским было опубликовано практически во всех эмигрантских газетах. Вообще-то такой практики не было, чтобы одно издание что-то перепечатывало у другого. А тут все вдруг решили растиражировать наше интервью... Оно прозвучало на «Радио Свобода». В целом, это была довольно содержательная беседа. Хотя, по правде сказать, фильмы Тарковского, начиная с «Ностальгии», мне чужие: выматывают душу и только. Очевидно, живя в России, он был одним из немногих, кому перепадало читать тамиздат. Что-то прочел, когда снимал фильмы на Западе. В той нашей беседе он раздумчиво говорил мне: «Был такой великий русский философ — Николай Бердяев...». Я отвечаю: «Да-да, я знаю Бердяева». Он изумился: «Вы? Читали Бердяева?» А ко мне в последние 5–6 лет жизни в России стекался весь тамиздат, иногда попадались в руки книжки и Бердяева, и Лосского, и Шестова, даже еще неразрезанные. Тарковский тогда пытался донести до меня какие-то откровения мыслителя, которого я очень любил и знал насквозь. Я уже двигался дальше в поисках авторитетов в области философской мысли. Мне, может, в чем-то интереснее и глубже казался Лев Шестов.

Потом я прочитал дневники Тарковского, которые долгое время лежали у Никиты Струве. Мне они, прямо скажу, показались весьма наивными, как и многие якобы философские диалоги в некоторых его фильмах, где прекрасный визуальный ряд, чудная игра актеров, но их мудрствования, по-моему, весьма примитивны: этакое доморощенное, не подкрепленное духовной практикой богоискательство. Во всяком случае ничего серьезного для такого глубокого религиозного журнала, как «Вестник РХД», я в тех дневниках не нашел. И вот через много лет они всплыли на аукционе и были проданы за 2 миллиона то ли долларов, то ли евро. Говорят, что там нашла коса на камень: дневники хотел купить режиссер Ларс фон Триер, но для Михаила Меня, губернатора Ивановской области, приобрести их было делом престижа. (Он открыл музей Тарковского в Юрьевце, хотел организовать там мощный кинофестиваль, хотя идея была совершенно мертворожденной — кто, скажите, поедет в Юрьевец?) Вначале продавали за вполне адекватную сумму, но потом фон Триер вошел в раж, Мень — тоже, и в результате цена бешено подскочила.

Чудесным образом я оказался в музее Тарковского в Юрьевце в те же дни, когда эти дневники туда, наконец, прибыли. Тамошние сотрудницы были в шоке. Очевидно, за такие, совершенно невероятные для них деньги они ждали чего-то похожего на золотые слитки, а пришло несколько потрепанных папок. В общем — трогательная, чисто русская, по-моему, история.

Бояков: Бердяев, Вы сказали, на момент эмиграции был для Вас не в новинку. Какие имена, сочинения повлияли на Вас в наибольшей мере? Расскажите про свою читательскую траекторию, начиная с юношества. Голоса каких поэтов, писателей отозвались в Вас, в Вашей поэзии? Какие авторы со временем отпали, а какие сделались спутниками на протяжении жизни?

Кублановский: Если говорить о поэзии моих старших современников, то в отрочестве я выучил наизусть поэму Константина Симонова «Сын артиллериста» и выступал с нею на разных подмостках, чтение длилось 40 минут. На строчках «Вместе белых рубали шашками на скаку» делал свирепую физиономию... Потом пришли поэты-шестидесятники. В городской библиотеке, где я был усердным читателем в 13–14 лет, мне на глаза попались их первые сборники, от которых сразу же повеяло свежестью. Как могла называться библиотека в небольшом русском городе? Конечно, имени Энгельса. И вдруг вижу книжечку, которая сразу освежила меня сквознячком свободы. Это был сборничек Беллы Ахмадулиной «Струна». Я сразу же взял его почитать. Много было в нем неожиданного, даже в смысле эротики: «Она расстегивала лифчик, чтоб сбросить лифчик на песок», — для меня подобное было в новинку. И так, постепенно Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко — поэты оттепели — стали для меня, 14–15-летнего, кумирами, особенно — Андрей Вознесенский. В 15 лет я даже ездил к нему из Рыбинска, дабы поддержать его после гнусных нападок Хрущева: на встрече с интеллигенцией тот, упоминая Андрея Андреевича, стучал кулаком... Кстати, много позже, в полном варианте солженицынского произведения «Бодался теленок с дубом» я прочитал несравненные по своей иронии записи автора о той встрече — гениальные страницы! Есть там и о Вознесенском...

С этого, по сути, я начинал. Потом в Рыбинске один мой старший друг, который ставил мне Фицджеральд и Армстронга, дал почитать раннее издание «Сестры моей жизни» Пастернака с портретом работы Юрия Анненкова, если не ошибаюсь. Борис Леонидович был для меня совершенно новым и оригинальным поэтом. Впрочем, что такое футуризм, я уже знал, познакомившись прежде с брутальной лирикой молодого Маяковского. Моя мама, хоть и работала преподавательницей литературы в советской школе, все-таки не была вполне ортодоксом. В нашем доме, куда приходили ее ученики (в ту пору между педагогами и учащимися были особые культурно-доверительные отношения), звучала поэзия Есенина и раннего Маяковского, чьи футуристические стихи меня ошеломили. А следом за ними — и строфы раннего Пастернака.

С годами я стал от этой футуристической, метафорической, авангардистской поэзии отходить в сторону... я бы так сказал, акмеизма. И постепенно у меня выработалась формула: новизна — в каноне. Вот чего хотел добиться от себя и что видел в поэзии, например, любимого мной Осипа Мандельштама. Где-то уже на первом-втором курсе Московского университета познакомился с его «Воронежскими тетрадями», тогда это было еще самиздатом. Все, что теперь в обороте у каждого культурного человека и стоит у него на полке, тогда было бледной машинописью на папиросной бумаге.

Так вот, эту полузапретную литературу пускали в аудитории по рядам, и, помнится, ко мне на лекции пришло стихотворение «Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей». Оно меня оглушило, и с того момента Мандельштам стал моим любимым поэтом. По сей день у меня замирает сердце, когда читаю его стихи. А потом, когда в самиздат пришла первая книга воспоминаний его вдовы Надежды Яковлевны, Мандельштам стал вырисовываться в моем сознании объемнее и ярче. Несмотря на всю нашу мировоззренческую разницу, возможно, именно он стал моим главным поэтическим спутником... 

Материал опубликован в январском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».



Переславль-Залесский

Золотое кольцо: крутой маршрут выходного дня (ну, или недели, как хочешь!)


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В 2024 году 18 сувениров из Владимира и области стали победителями и призерами конкурса «Туристский сувенир Золотого кольца»

Золотое кольцо: крутой маршрут выходного дня (ну, или недели, как хочешь!)

Гжельский фарфоровый завод получил гран-при межрегионального конкурса

18 сувениров из Владимирской области стали победителями конкурса "Туристский символ Золотого кольца"

Новости Ярославской области

В ярославский суд поступило уголовное дело на члена-корреспондента РАН Абрамова, ученый обвиняется в финансировании экстремистов

Собянин назначил нового главу Стройкомплекса Москвы

Губернатор Ярославской области представил план по строительству социальных объектов

Подключение водонагревателя в Московской области


Михаил Евраев подписал распоряжение о выплатах семьям погибших в ДТП в поселке Берендеево

Специалист Переславский рассказал подробнее о прибавках к пенсиям

Команды из Зеленоградской школы стали победителями муниципального этапа игры «Зарница»

Как Россия возместила триллионный ущерб от подрыва «Северных потоков»


Команды из Зеленоградской школы стали победителями муниципального этапа игры «Зарница»

"И вновь отключение": Ярославскую область снова настигло безводье

"Всегда приветливая": в ДТП с поездом и автобусом погибла сотрудница амбулатории

Энергетики «Ярэнерго» обеспечили мощностью очистные сооружения в селе Нагорье


Губернатор Ярославской области Михаил Евраев
Ярославская область

Развитие спортивной и туристической инфраструктуры в Ярославской области обсудили Дмитрий Чернышенко и Михаил Евраев


Частные объявления в Переславле-Залесском



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Баста

Элтон Джон, Баста, Райан Рейнольдс, Натали Портман — собственники футбольных клубов



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Переславль-Залесский на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Музыка Шопена под небом

Социальная работа на предприятии: современные тенденции и интересные кейсы

Турбо из «Слова пацана» раскрыл правду о личной жизни на съёмках Comedy Club

Новосибирские энергетики поделились опытом цифровой трансформации


Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на турнире в Штутгарте

Теннисист Рублев разбил ракетку после поражения на турнире в Барселоне

Бадоса из-за травмы снялась с матча против Соболенко и заплакала у сетки

Появилось «закулисное» видео Елены Рыбакиной


Danielle Serdachny scores OT goal to lift Canada to 6-5 win over US in women’s hockey world final

Четвертый том в серии ко Дню космонавтики

Trump trial: Jury selection to resume in New York City for 3rd day in former president's trial

Cyprus Closed Chess Championship names winners