Несостоявшийся Остап Бендер: действительно ли Арчил Гомиашвили был вором в законе
Советский и российский актер театра и кино, предприниматель, народный артист Грузинской ССР Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года. Роль Остапа Бендера в киноленте «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая оказалась знаковой для него, поскольку прекрасно отражала его судьбу.
Знал ли широкий зритель истинного Арчила Гомиашвили? Какая часть его биографии оставалась сокрытой от чужих глаз? Насколько сильно актер был связан с уголовной средой? Своим мнением по этим и другим вопросам в интервью ФАН поделился кинокритик, журналист, киновед Александр Шпагин.
— Судя по публикациям со сведениями о владении казино, баснословном выигрыше, у Арчила Гомиашвили была какая-то невероятная жизнь. На Ваш взгляд, то, что о нем пишут, это правда?
— Он постоянно мифологизировал свою жизнь. Вообще, он был тот еще Остап Бендер. Он сам это признавал. Многое о себе он придумывал. В его послужном списке мне очень нравится, что после первой отсидки он, по-моему, стал заслуженным деятелем искусств Грузии, а после второй — народным артистом Грузинской ССР, сразу же. Это говорит о том, какая у него была степень ушлости и умения продвигать себя. Вообще, как я понимаю, он в первую очередь раскручивался через криминальные круги. Отчасти, собственно говоря, как он получил роль Остапа Бендера, как мне сам Гайдай говорил, Гомиашвили пообещал некие преференции. Какие, он не говорил. Так его и взяли, и, конечно, жаль. Все могло бы получиться, если бы они не поссорились, и Гайдай не задублировал его Юрием Саранцевым, так что мы наблюдаем не столько Остапа Бендера Гомиашвили, сколько Остапа Бендера Саранцева, который на одной ноте пробубнил, вернее сказать проречитативил всю роль.
Это при том, что Бендер — не человек физических и мимических эмоций, в первую очередь это человек интонаций, что было так точно подмечено тем же Андреем Мироновым, Сергеем Юрским, да и вообще всеми, кто играл Бендера. Здесь же интонация Саранцева совершенно дубовая. Мы не знаем, как Гомиашвили играл Бендера, но, думаю, его то он играл хорошо. Просто я сам видел, как он, будучи уже немолодым человеком, показывал какие-то куски из Ильфа и Петрова, и у него это очень здорово выходило.
— Так дело в этих преференциях? Просто много пишут о том, что Гайдаю очень понравился моноспектакль Гомиашвили «Похождения Остапа Бендера». Разве не в этом причина такого выбора?
— Разумеется, Гайдай видел его в этом спектакле, но не восхитился. Были другие прекрасные кандидатуры. В том числе, был утвержден Владимир Высоцкий. Говорят, что Высоцкий в тот момент запил. Не запил он! Он даже не знал, что его утвердили. Он просто поехал в тайгу к какому-то приятелю пить. Ему не могли дозвониться, но у него же был отпуск. Тогда начали снимать Александра Белявского, но он не потянул. Надо же было так умудриться среди всех гениальных артистов выбрать именно Белявского.
Какая-то муха его кусала в случае с Остапом Бендером. Гомиашвили стал третьей кандидатурой, которую Гайдай даже не пробовал, но этот артист все время ходил вокруг да около и предлагал себя. Гайдай же на него и внимания не обращал, несмотря на то, что видел тот спектакль. Он прекрасно понимал, Гомиашвили уже старый, ему 45 лет, лысый. Бендер должен быть моложе. Не видел он его в этой роли, но поскольку были обещаны преференции, он выбрал его из всех прекрасных кандидатур. Впрочем, народу очень понравилось.
— На Ваш взгляд, своими достижениями в кино он обязан своей предприимчивости или все же он обладал актерским талантом?
— Вообще, он, конечно, несостоявшийся актер по большому счету. Это при том, что актер он хороший. Я видел его в театре Пушкина в спектакле по малоизвестной вещи Михаила Булгакова «Луна в форточке». Там у него была одна из главных ролей, такой сложный персонаж из коммунальной квартиры. К сожалению, так получилось, что в большинстве ролей его дублировали. Так, например, он мечтал сыграть Ерошку в фильме «Казаки» и был на него приглашен. Там от него ничего не осталось, потому что он обряжен в совершенно невероятно огромную бороду: узнать его невозможно. Он играет русского казака старика, хотя тогда ему было лет 50. В итоге его тоже задублировали. Почему не знаю. Получается, и эту роль, к которой так стремился, он не сыграл. Он не подходил внешне, но, наверное, сыграл бы хорошо, если действительно стремился к этому.
Что у него действительно получилось — сыграть Сталина. Он его играл довольно много. Несмотря на свой очень тонкий, комариный голос, совсем не сталинский, как раз здесь его могли задублировать, но, к счастью, не сделали этого. У него интересный Сталин. Как ни странно, здесь его голос несколько мешает, потому что мы хорошо знаем голос Сталина, только поэтому. В других ролях, думаю, это совершенно не мешало бы. Что касается акцента, его не было, потому что Гомиашвили изначально вырос в русскоговорящей среде, был актером русского театра в Грузии.
— Так все эти публикации о баснословном богатстве Гомиашвили — все же правда или пример очередной мифологизации?
— То, что ему подарили залы казино, или он выиграл много денег в лотерею — это все полная чепуха. Это был король криминального мира: если не крестный отец, то вор в законе. Человек веселый и справедливый, но нереально авантюрный, при этом еще и актер. Повторюсь, после второй отсидки он сразу же стал народным артистом Грузинской ССР. Тем не менее, его актерская карьера лежала в Москву, где он пошел играть в театре, несмотря на огромное количество криминальных дел, которыми он управлял. Он действительно был очень богатым человеком, если даже Гайдаю какие-то преференции пообещал и, наверное, выполнил. Другое дело, что они поссорились. Интереснейшая биография. Это действительно был «Остап Бендер нашего кино», только, к сожалению, именно в кавычках. По большому счету, подлинным Остапом Бендером он не стал, несмотря на то, что эта роль сделал его звездой. Он не до конца сыграл эту роль. Мы знаем, как ее играет Саранцев, который говорит за него.
— Вы назвали Гомиашвили вором в законе? Вы действительно считаете, что они был так сильно связан с криминальным миром или это, например, была просто фигура речи?
— Нет, не фигура речи. Думаю, он был настоящий вор в законе. Слишком криминальный человек: три отсидки, нереальные богатства. Более того, в его казино собирался тогда весь московский криминалитет. Воры в законе — очень умные ребята. Я со многими общался в 1990-е годы, кстати, и с Гомиашвили тоже. Очень интересный был человек.
— Если у Гомиашвили была репутация вора в законе, как же тогда с ним могли сотрудничать видные режиссеры?
— Дело в том, что криминалитет и творческое пространство шли бок о бок в 1970-1980-е годы. Крутили всевозможные криминальные дела по антиквариату и другому. Воры в законе были главными посетителями ресторана Дома кино. Они сильно сплелись в своем буржуазном мышлении, так сказать антисовковом. Это было совершенно нормально. Более того, не только Гомиашвили, вообще немало воров в законе снималось в эпизодах кино. Как снимались? По дружбе: сидели вместе в ресторане Дома кино, выпивали, крутили какие-то дела, вор в законе дал режиссеру какие-то преференции — купить где-нибудь что-нибудь из-под полы. Весь этот мир был полукриминальным в 1970-е годы. Мир людей, у которых много денег, так или иначе был завязан с криминалитетом, а в творческих процессах денег было немереное количество. В кино — больше, чем где бы то ни было.
— Так можно ли назвать Гомиашвили несостоявшимся актером. Если да, то всему виной стал его образ жизни или, возможно, ему просто не повезло с карьерой?
— Отчасти да. Думаю, именно поэтому многие не хотели иметь с ним дело. Были же и очень честные люди, зачем им связываться с таким. С другой стороны, он был полноценным актером театра Пушкина. Это мне в нем очень нравится. Я видел его только в одном спектакле, и он мне понравился, но он играл там довольно много. Это был совершенно нормальный актер: стабильный, четкий, профессиональный, который приходит на репетиции. Это меня умиляет. На самом деле, об этом можно отдельную передачу делать, потому что не один он был такой: реальный вор, а то и бандит, и при этом актер. Например, Аркадий Шалолашвили, но тот доигрался и его посадили. Видимо, уголовное и актерское где-то близки: воры и бандиты немного актеры, а из этих — артистизм так и рвался.
Что касается карьеры, ему еще не очень повезло: лучшие роли задублировали, мало приглашали. Время от времени он снимался, но не в очень интересных ролях: играл каких-то генералов, ментов, но мог бы раскрыться гораздо намного больше. Опять же, не сыграл Штирлица. Хотя, мне кажется, если бы он сыграл Штирлица, «17 мгновений весны» не стал бы таким хитом. Тем не менее, режиссер Татьяна Лиознова, искренне хотела его снимать в этой роли. Ради него эти съемки и затевались, но КГБ не разрешил: Юрий Андропов не разрешил, сказал, что это не Штирлиц. Он был прав. Гомиашвили жил с Лиозновой, но обиделся, что она не продавила его кандидатуру. После этого союз у них не сложился.