Один талант на сто ролей: третья годовщина смерти Николая Караченцова
Известный советский и российский актер и певец Николай Караченцов ушел из жизни 26 октября 2018 года. О разнообразных творческих увлечениях и самых ярких моментах карьеры артиста читайте в материале «Народных Новостей».
Николай Караченцов никогда не ограничивал себя в своих способностях к творческому проявлению. Кино, музыка, танцы — казалось, он может все. В искусстве он находил нечто большее, чем просто эстетику, и это заставляло его неустанно созидать и делиться творчеством с окружающими: на счету артиста более сотни фильмов и песен, а свои познания в танцевальном ремесле он передавал подрастающему поколению в собственной школе искусств.
Николай Караченцов появился на свет 27 октября 1944 года в Москве в семье художника-графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Во время учебы в десятом классе спортивной школы юноша начал параллельно посещать занятия в кружке самодеятельности при Центральном детском театре. Там он сыграл свою первую роль в постановке «Фигаро» и пришел к решению в будущем стать актером.
Мечта мальчика сбылась — Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ, которую впоследствии окончил с отличием в 1967 году. В числе десятки лучших выпускников он по распределению был направлен на службу в Московский театр имени Ленинского комсомола, позже — Ленком. С ним же была связана и вся дальнейшая карьера Караченцова.
В начале своего актерского пути Караченцов преимущественно получал роли молодых и энергичных персонажей. В числе его первых образов — Шурка Басаргин из «Дыма отечества» по книге Константина Симонова, Карабанов в «Колонистах» по Антону Макаренко, Солдат в постановке «Прощай, оружие!» по роману Эрнеста Хемингуэя.
Репутацию актера синтетического жанра ему принесла роль Тиля Уленшпигеля в спектакле Григория Горина «Тиль» по роману Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле»: в нем он смог проявить себя и как певец, и как акробат, и даже как мим.
Широкую известность Караченцову принесла постановка «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а продолжила череду триумфальных работ роль в легендарной советской рок-опере «Юнона и Авось», впоследствии ставшей культовой. Спектакль давали на протяжении более чем двадцати лет, однако от этого он нисколько не терял в популярности у зрителей — всегда был аншлаг.
Караченцову также принадлежит исполнение многих других ролей в постановках театра. В их числе Кот Базилио в «Золотом ключике» по Алексею Толстому, брат Сила в «Мольере» по роману Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера», Алексей из «Оптимистической трагедии» по пьесе Всеволода Вишневского, Карбышев в «Диктатуре совести» по Михаилу Шатрову, Лаэрт в «Гамлете» Уильяма Шекспира и многие другие.
В кино Николай Караченцов пришел в 1967 году. С тех пор он принял участие более чем в сотне фильмов, среди них «Старший сын», «Собака на сене», «Приключения Электроника», «Дом, который построил Свифт», «Человек с бульвара Капуцинов», «Две стрелы», «Криминальный квартет» «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». Среди работ нашего столетия — «Завещание императора», «Игра в любовь», «На углу, у Патриарших — 2», «Идеальная пара» и «Таратарен из Тараскона».
Ему были подвластны роли и фильмы любых жанров: будь то драма, приключения, комедия, детективы, исторические или музыкальные картины, Караченцов исполнял доверенную ему партию исключительно удачно. С каскадерскими трюками он также предпочитал иметь дело сам, отказываясь от дублеров.
Артист также занимался дубляжем зарубежных фильмов. Так, его голосом говорят персонажи французского актера Жана Поля Бельмондо и герои многих детских мультфильмов. Кроме того, он успел поработать диктором на телевидении и радио.
Мастерское владение своим голосом вылилось в одно из главных жизненных увлечений Николая Караченцова — пение. Он записывал песни ко многим отечественным кинофильмам и мультфильмам, а фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова стал для него отправной точкой как для публичного исполнителя.
На его счету в общей сложности более ста песен. В 1996 году Караченцов выпустил свой первый полный компакт-диск «Сны и были Николая Караченцова», а весной 2007-го — 12-дисковый сборник песен из своего репертуара.
Караченцов также создал собственную Школу искусств, где обучал юных артистов танцевальному искусству, в том числе, степу.
В ночь 28 февраля 2005 года актер попал в ДТП на Мичуринском проспекте в Москве. В результате нее исполнитель получил тяжелую черепно-мозговую травму. Он был доставлен в больницу, и той же ночью была проведена операция. Караченцов провел 26 дней в коме, после чего его ждало несколько сложных операций и курсов реабилитации. Артист буквально заново учился элементарным вещам — ходить и говорить.
22 июня 2006 года состоялась презентация его книги «Авось», которую артисту после аварии помогала завершить супруга Людмила Поргина.
Талант Николая Караченцова был отмечен множеством почетных званий и государственных наград. В 1989 году ему было присуждено почетное звание Народного артиста РСФСР, а после, в 1991 году, он занял пост секретаря Союза театральных деятелей России. В 2007 году на Аллее кинозвезд напротив киностудии «Мосфильм» появилась личная именная плита артиста с отпечатком его руки.