Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010 Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Режиссер фильма «Как снимали войну» Алексей Ханютин: «Мы хотели рассказать о людях, которых хорошо знали — своих учителях и старших коллегах»

0 48
Режиссер фильма «Как снимали войну» Алексей Ханютин: «Мы хотели рассказать о людях, которых хорошо знали — своих учителях и старших коллегах»
WAR-CINEMA-2.jpg

20 ноября исполнилось 75 лет Нюрнбергскому трибуналу, где впервые в истории кинохроника сыграла роль доказательства преступлений против человечества. К дате приурочена премьера завершающих выпусков интернет-фильма о фронтовых операторах «Как снимали войну».


«Культура» пообщалась с руководителем проекта, Президентом гильдии неигрового кино, режиссером Алексеем Ханютиным.

— Почему вы взялись за ютуб-проект и планируете ли перевести его в формат полнометражного фильма?

— Проект был реализован при грантовой поддержке Института развития интернета. Подписав договор с ИРИ, Гильдия неигрового кино и телевидения взяла на себя обязательство за семь месяцев собрать полмиллиона просмотров целевой аудитории – российских граждан от 15 до 30 лет. Не доберем – придется вернуть грант. Вместе с партнером — интернет-порталом Кино-театр.ру — долго обсуждали формат, который лучше всего «зайдет» молодежной аудитории и решили, что это должны быть короткие пятиминутные ролики. Для нас это своего рода профессиональный вызов. Рассказать за пять минут историю, на которую мы обычно тратим час-полтора экранного времени — задача не из легких. Тут требуется предельная лаконичность, точность и концентрация мысли. Мне кажется, работавшие на проекте режиссеры — Артур Анаян, Григорий Молодцов, Никита Сутырин, Елена Демидова, в основном справились, правда в рамках пяти минут мы все-таки не удержались. Хронометраж большинства эпизодов 7-8 минут, их посмотрело более полутора миллионов человек.

— Знали ли вы своих героев лично?

— Во ВГИКе я учился в мастерской одного из самых известных фронтовых операторов – Романа Кармена. Дипломный фильм снимал на Центральной студии документальных фильмов, в коридорах которой можно было запросто встретить Владислава Микошу, Илью Гутмана и многих других фронтовых операторов, которые в то время еще активно работали. Звукорежиссером на моем фильме «ДМБ-91» был Игорь Гунгер, который участвовал в работе над легендарным фильмом «Разгром немецких войск под Москвой». Так что для меня, как и для многих коллег по Гильдии неигрового кино этот проект — дань памяти не каким-то далеким предкам. Мы хотели рассказать зрителям о людях, которых хорошо знали, о своих учителях и старших коллегах.

— Сколько советских операторов снимали войну?

— По последним данным, в фронтовых киногруппах числилось 318 человек. Но реально действующих, активно работавших операторов было не более 250. К сожалению, материал, снятый ими, по большей части не атрибутирован. В титрах фильмов значатся десятки фамилий, но кто что конкретно снял не известно. На профессиональном жаргоне титр с общим алфавитным списком всех, кто работал над фильмом, называются «братской могилой». В них до сих пор «прописано» большинство операторов Великой Отечественной. Чтобы установить и закрепить их авторство, необходимо проделать большую и очень кропотливую архивную работу. Живых свидетелей, которые могли бы подсказать, кто автор того или иного кадра или эпизода – увы! – не осталось.

— Сколько хроникальных лент вышло в прокат за годы войны?

— Около ста. Плюс 400 выпусков «Союзкиножурнала», под конец войны переименованного в «Новости дня». Но далеко не все снятое попадало на экран. Часть материалов отправлялось в Специальный фонд кинолетописи Великой Отечественной. В архивах сохранились непарадные кадры войны, которые нельзя было использовать в фильмах и киножурналах, носивших откровенно пропагандистский характер. Всего за годы войны было отснято около трех с половиной миллионов метров кинопленки. Если перевести метры в минуты, а точнее говоря, в часы, то получится 2100 часов материала. Чтобы просмотреть их, придется провести в кинозале 90 дней без отдыха и сна.

— Случались ли неожиданные открытия во время работы в киноархивах?

— Да, по крайней мере одно маленькое открытие в ходе работы над сериалом мы сделали. Если помните, в «Зеркале» Андрея Тарковского есть целый эпизод, смонтированный из военной хроники – переход советской армии через Сиваш. Бесконечная, бескрайняя водная гладь, по которой идут люди, измученные непосильном трудом, страшной и трагической судьбой. Эти кадры Тарковский считал «нервом и сердцем» своей картины. Он отсмотрел тысячи метров военной хроники, пока не нашел их в одной из коробок фронтовой кинолетописи. Имени оператора на ней, как обычно, не значилось, но нам удалось атрибутировать этот материал, определить, кто и когда снял эти кадры. Автором репортажа оказался оператор Георгий Хнкоян. 11 ноября 1943 года он трижды перешел Сиваш, снимая переправу войск: три километра по колено в холодной, соленой, разъедающей ноги воде, потом еще полтора по грязному месиву, в которое превратились подходы к переправе… Хнкоян — не самый известный мастер фронтового репортажа. После войны работал оператором на Тбилисской и на Литовской киностудии, снимал фильмы о рыбном хозяйстве. Умер за два года до выхода «Зеркала» на экраны страны, так и не узнав, что его кадры вошли в картину, которую ведущие критики мира неизменно включают в список ста лучших фильмов времен и народов.

— Какие фильмы военного времени стали открытием лично для вас?

— В фондах Красногорского архива хранится много интересного. Прежде всего — фильмы и киножурналы первых месяцев войны. Видно, как наша пропаганда медленно и мучительно отказывается от стереотипов, характерных для довоенного времени, как меняется образ врага, как формируется «новый «советский патриотизм». Очень интересен фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, работу над которым курировал лично Верховный Главнокомандующий. По его инициативе были начаты съемки, он внимательно просматривал материал, давал указания по монтажу, музыке, редактировал дикторский текст. Однако настоящим открытием для меня стала американская версия этого фильма, которую я прежде не видел. Она была на 14 минут короче и называлась «Москва наносит ответный удар». Для американского проката картину адаптировал известный режиссер-экспериментатор Славко Воркапич. Он полностью переделал начало и конец, перемонтировал все батальные эпизоды. Сценарист Альберт Мальц написал новый текст, который прочел знаменитый американский актер Эдвард Робинсон. Сравнивать наш и американский фильм – одно удовольствие. Здесь как под увеличительным стеклом видно, чем американское кино отличается от советского.

— Вы удовлетворены сотрудничеством с архивами?

— К сожалению, мы работали в них меньше запланированного времени в связи с ковидными ограничениями. В дни, когда Российский государственный архив кинофотодокументов в Красногорске был закрыт для посетителей, нас спасал net-film — негосударственный коммерческий архив кино- и видеоматериалов, очень современно организованный онлайн.

— Уместна ли тут коммерция?

— Оцифровка, хранение на серверах, подбор по заказам пользователей — серьезный сервис, требующий соответствующей оплаты. Другой вопрос, что какие-то блоки хроникальных материалов, снабженные комментариями специалистов, должны публиковаться в интернете для всех интересующихся историей пользователей, включая студентов и школьников. Для начала надо опубликовать все выпуски «Союзкиножурнала» созданные в годы Великой Отечественной войны. С точки зрения авторского права это «паблик домейн» - общественное достояние. Таким общественным достоянием это и должно стать фактически. Я уже не говорю о таких очевидных вещах, как издание нашей киноклассики. У российских зрителей до сих пор нет возможности посмотреть качественные копии фильмов Дзиги Вертова, Медведкина, Артавазда Пелешяна, а ведь это главные классики отечественного документального кино. Стоит взять пример с польских документалистов, издавших многотомную DVD-библиотеку национальной школы неигрового кино.

— Вернемся к хронике. В 2017-м на фестивалях прозвучал фильм Андрея Осипова «Восточный фронт», смонтированный из немецких материалов и представляющий монолитный образ врага. Подобного собирательного портрета русского солдата в нашем кино просто нет.

— Стоит попросить Осипова сделать аналогичный фильм на материале советской кинохроники. Думаю, он сумеет сложить столь же «монолитный» образ советского солдата. Ну, а если говорить серьезно, немецкие кинематографисты были подготовлены к войне лучше наших — и организационно, и психологически. У них были превосходные камеры «Аррифлекс», отличная высокочувствительная пленка, длиннофокусная оптика, которая у нас появилась только в середине войны и использовалась от случая к случаю. Прежде, чем отправиться на фронт, немецкие хроникеры проходили тренировку в специальных учебных ротах. У нас же к началу войны было не более десяти операторов, имевших хоть какой-то боевой опыт. На протяжении всей войны мы испытывали острый дефицит кинопленки и ручных камер «Аймо», без которых снимать на фронте было попросту невозможно.

Если же говорить о содержательных отличиях немецкой и советской кинопериодики, то первое, что бросается в глаза, это обилие топорно сделанных инсценировок в наших киножурналах – особенно в первые годы войны. Немцы работали тоньше, к инсценировкам прибегали редко. Их операторы все время проводили на переднем крае, рядом с солдатами. Возможно поэтому они больше внимания уделяли отдельному человеку. У нас же превалировали общие, обезличенные планы, которые должны были продемонстрировать мощь Красной армии, масштабы военных операций. Но это, так сказать, в общем и целом. В съемках наших лучших фронтовых операторов — Владимира Сущинского, Анатолия Крылова, того же Георгия Хнкояна — Великая Отечественная показывается через образ человека. Как бы то ни было, сегодня ни один монтажный фильм военной тематики не обходится без немецкой хроники. Кадры, снятые вражескими операторами, дополняют съемки наших фронтовых киногрупп, формируя объемный взгляд на войну.

— Какие документальные военные ленты вы порекомендуете юной аудитории?

— Если говорить о фильмах военного времени, самыми важными, принципиальными для нашего кино были «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину».

Молодым людям, интересующимся кино, нужно посмотреть «Обыкновенный фашизм». Фильм был сделан, более полувека назад, но не утратил значения и актуальности. Если же говорить о более современных картинах, на ум приходят главным образом фильмы 10-15 летней давности — «Черноморский десант» Игоря Алимпиева, «Цветы времен оккупации» Игоря Григорьева, «Блокада» Сергея Лозницы. Мне кажется, в последнее время фильмов-открытий, фильмов, говорящих о войне что-то принципиально новое, не было. Надеюсь, что они появятся.

Фото на анонсе: www.isi-vuz.ru.




Москва

Установка стиральной машины в Московской области


Все города России от А до Я

Загрузка...

Москва на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Установка стиральной машины в Московской области

Подключение водонагревателя в Московской области

Правительства и законодатели могут закрыть все фермы.

Новости Москвы

Подключение водонагревателя в Московской области

Like FM – федеральный партнер релиза «Идеальная зависимость»

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге об эффективных решениях в дорожном строительстве   

На окружном полуфинале конкурса «Это у нас семейное» Калмыкию представляют четыре семьи


Рыльце в пыльцу: когда в Москве ожидается пик цветения

В Тульской области будут судить москвичку за ДТП, в котором погиб ребенок

Несокрушимая сила: названы пять самых властных женщин по знаку зодиака

46-й Московский международный кинофестиваль открылся в театре "Россия"


Под «Открытым небом»: как стартовал 46-й ММКФ

В Подмосковье прошел отборочный этап фестиваля по робототехнике

Членов банды из Белгородской области заключили под стражу в Москве

Чистка "помощников" мигрантов началась: Увольнение ректора Институте русского языка только начало?


Мэр Москвы Сергей Собянин
Москва

Собянин: В Котловке будет реализован проект комплексного развития территории


Частные объявления в Москве



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Фрэнк Синатра

Мартин Скорсезе планирует снять фильмы про Иисуса и Фрэнка Синатру



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Москва на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концертный Директор в тарифе Maxi.

Лоза о ситуации с Лепсом и фанаткой: он повел себя вспыльчиво и импульсивно

Бутман: не стоит обращать внимания на выбранную МОК музыку для россиян на ОИ

Лоза объяснил, почему Лепс выбил телефон из рук фанатки


Хачанов объяснил, почему снялся с турнира ATP 500 в Барселоне

Что чаще всего едят на завтрак дети Елены и Новака Джокович?

WTA отреагировала на суперкамбэк Елены Рыбакиной

Бадоса из-за травмы снялась с матча против Соболенко и заплакала у сетки


Четвертый том в серии ко Дню космонавтики

Trump trial: Jury selection to resume in New York City for 3rd day in former president's trial

Cyprus Closed Chess Championship names winners

'Sticking his thumb in the judge's face': Michael Cohen says $1k gag order fines are joke