Рецензия на сериал "Тегеран" от сценариста "Фауды"
На сервисе Apple TV+ начался показ сериала "Тегеран" — шпионского триллера о противостоянии израильских и иранских спецслужб. Одним из авторов шоу стал сценарист Моше Зондер, работавший над хитом Netflix "Фауда". Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков посмотрел три серии "Тегерана" — и рассказывает, почему от него не получится оторваться.
Итак, забудьте про Кристофера Нолана и "Довод", лучший шпионский триллер сезона — это "Тегеран" (ради просмотра еще и не нужно будет заражаться коронавирусом: двойной плюс). Шоу вышло на израильском канале Kan 11 еще в июне, но до остального мира добралось только сейчас — стараниями стриминга Apple TV+. Сценарист — Моше Зондер, работавший над первым сезоном хитового триллера Netflix "Фауда" об израильских спецагентах, внедрившихся в "Исламское движение сопротивления". В "Тегеране" речь идет уже о секретной операции "Моссада" на территории Ирана.
Журналистам предоставили все восемь эпизодов первого сезона, однако эмбарго закончилось только для первых трех. Честно говоря, остановиться на них было очень сложно: "Тегеран" захватывает с первых минут, бросает зрителя в гущу событий — и отказывается сбавлять темп. Каждое событие имеет вес и провоцирует следующее. Как в идеальном интерактивном кино: все действия игрока значимы, отражаются на сюжете и имеют последствия.
Увлекает не только сама история, но и жгучий колорит. Достопримечательности в объектив, который беспокойно мечется в руках оператора Джиоры Бейача ("Фокстрот"), не попадают, так что формирование атмосферы ложится на бесподобный саундтрек Марка Элияху. Это киномузыкальный дебют исполнителя, родившегося в Махачкале, а затем переехавшего в Израиль, — вообще он известен на весь мир игрой на кеманче.
О сюжете достаточно знать следующее: израильские спецслужбы отправляют в Иран спецагентку-хакершу (Нив Султан, невероятно похожая на Алисию Викандер), чтобы та вывела из строя ядерный реактор. Конечная цель — скомпрометировать деятельность воздушной обороны, разбомбить реактор и помешать разработке атомной бомбы.
Героиню зовут Тамар, она родилась в Тегеране, но выросла в Израиле. И она — не совсем типичная всесильная спецагентка, каких мы привыкли видеть в шпионских триллерах вроде "Взрывной блондинки" и "Красного воробья". Тамар не чужды эмоции, она не привыкла к насилию (сойдя с самолета в Иране, она видит повешенного на строительном кране мужчину и еле сдерживает слезы). Поэтому следить за ее приключениями особенно интересно: нет уверенности в том, что следующий шаг не станет для нее последним.
В принципе "Тегеран" — не сериал про людей, способных соревноваться с супергероями, и это очень подкупает: тут не достают сверхчеткую картинку из пары пикселей (во всяком случае, пока). Шоу кажется предельно правдоподобным и приземленным, насколько это возможно для художественного произведения. Операция "Моссада" быстро начинает идти не по плану, на горизонте возникает зловещий мужчина из Корпуса Стражей Исламской революции (Шон Тоуб). Приходится импровизировать — в результате Тамар рискует оказаться меж двух огней. И этот путь — чем бы он в итоге ни закончился — очень хочется проделать вместе с ней. Кажется, того же хотят и в Apple: компания заключила с Моше Зондером эксклюзивный контракт на несколько лет. Так что время изучить израильско-иранский вопрос в "Википедии" еще будет — во время просмотра очень тянет этим заняться.