Искусство в здании бывшего «Ашана» и цифровой арт: каким получился фестиваль «Перезагрузка 2.0» в Зарайске
Фестиваль современного искусства «Перезагрузка 2.0» идет в Зарайске до 12 января 2025 года — так город одним махом обеспечит себе новогодний турпоток и поддержит как локальных, так и московских авторов сразу на нескольких площадках. Одна из них — совсем новая, в здании бывшего «Ашана», причем в этот раз показывают еще и цифровое искусство. «Сноб» — о том, на каких продуктовых полках искать искусство в Зарайске и что еще планируют делать местные власти для поддержки совриска.
Хлеба, зрелищ и туристов
У города Зарайск с населением всего 20 тысяч человек богатая история, омраченная драмой сепарации. В недалеком XIX веке город расцветал как крупный торговый узел, в нем работало больше 100 лавок и порядка 500 купцов, но появление Новой Рязанской дороги в 1847 году отрезало Зарайск от покупателей и продавцов. Еще через 17 лет появилась ж/д Москва—Рязань, но и она обошла Зарайск стороной. Лишь в начале 1950-х город получил хотя бы автобусное сообщение с Москвой — благодаря строительству станции «Луховицы».
Уютный исторический город, несмотря на свой аутсайдерский статус, продолжил развивать промышленность — пусть и в гораздо меньших масштабах. Постепенно, с начала XX века, здесь появились сначала чугунные и литейные заводы, пуховая и обувная фабрики, а затем — библиотеки, церкви и городская больница, построенная на средства мецената и основателя столичного театрального музея Алексея Бахрушина. К моменту революции 1917 года в городе насчитывалось 14 культурных объектов и 10 заводов.
Зарайск — родина династии уже упомянутых Бахрушиных. Именем Алексея Бахрушина назван театральный музей в Москве, а в Зарайске действует его филиал. До конца года здесь проходят выставки «Алексей Бахрушин. Наследие» и «Зарайск и его люди». Летом в Зарайске состоялся литературный фестиваль «Достоевский», собравший около 25 тыс. посетителей. И уже второй год подряд тут проходит фестиваль современного искусства. В прошлом году он назывался «Между прошлым и будущим», а в этом — «Перезагрузка 2.0».
Оба мероприятия случились при непосредственном участии Министерства культуры и туризма Московской области. Как отметили в пресс-службе ведомства, интерес к городу и его турпотенциал развиваются не только через событийную программу — большая работа ведется по поиску инвесторов для восстановления старых домов Зарайска и их дальнейшего использования под объекты туристической инфраструктуры. Это, например, рестораны и гостиницы, которых в Зарайске сейчас катастрофически не хватает.
«Мы создали единый ресурс, куда заносим карточки подходящих объектов — с подробными характеристиками и даже с готовыми бизнес-идеями по преобразованию. Для инвесторов, которые подключаются к программе, предусмотрены меры поддержки», — сказали в пресс-службе. Среди пустующих домов — Дом купца Свешникова на ул. Карла Маркса, где предлагают открыть музей преступлений в дореволюционной России и тематический, «детективный» бар. В здании пожарного депо на ул. Красноармейской, по замыслу министерства, могла бы работать гостиница и пекарня с пирогами навынос.
Дубль два
В период с 18 ноября 2024 по 12 января 2025 года «Перезагрузка 2.0» проходит сразу в нескольких локациях.
Точками фестиваля стали, в частности, усадьба известного поэта-революционера начала XX века Григория Мачтета, государственный музей-заповедник Зарайский кремль, Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Водонапорная башня и новое арт-пространство Зарайска «Цехъ». Водонапорная башня предстала на суд публики после реставрации — она получила новую жизнь и теперь работает одновременно и как смотровая площадка, и как арт-объект.
Дом Мачтета обрел популярность еще на прошлогоднем фестивале, оказавшись тогда самой популярной локацией среди гостей города. В этом году в усадьбе поэта организаторы фестиваля собрали работы русских художников-резидентов Askeri Gallery — все произведения, привезенные в Зарайск, выставляются здесь впервые. Каждому автору предоставлен собственный зал, и получился ряд персональных выставок внутри коллективной экспозиции.
— Я хотела не только показать работы в Зарайске, но и привезти сюда самих художников, лично, — говорит основательница Askeri Gallery Полина Аскери. — Они будут проводить мастер-классы и паблик-токи. Мне важно показать художников с разными темами и художественными методами, чтобы жители и гости Зарайска смогли расширить свое сознание, выстроить новые нейронные связи и немножко масштабировать свою реальность.
Полина Аскери предоставила произведения не только Дому Мачтета. В первой экспозиции культурного пространства «Цехъ» разместились работы художников онлайн-галереи ArtOnline 24, тоже основанной Полиной. Этих произведений в Зарайске раньше не видели, многие были созданы либо специально к открытию, либо в течение последнего года. Исключение — Василий Клюкин, который представил мини-версию инсталляции «Why people can’t fly». Оригинал показывали на фестивале Burning Man в Неваде несколько лет назад. Зарайский вариант составляет 3 метра в высоту, а оригинальный — все десять.
Важное обновление
Пространство «Цехъ» — не только новое для Зарайска, но и самое необычное: оно разместилось в здании бывшего продуктового магазина «Ашан». Здесь есть просторная зона для выставок, а также место для лекций и интерактивных мероприятий. По примеру столичных арт-пространств, «Цехъ» открыл свой небольшой кафетерий. Но здесь можно не только отдохнуть за чашкой кофе, но и попробовать коврижки с разными вкусами и наполнениями.
Вообще, коврижка — это традиционная зарайская сладость, известная на Руси еще с IX века. Медовые коврижки были разрешены в пост, их выпекали по особым случаям и брали в дальние походы, потому что черствеет она медленнее, чем обычная сдоба. В современном прочтении появились даже апельсиновые, ореховые, кофейные и имбирные коврижки — их готовят в первой в России «коврижечной». Она находится на улице Советской в самом центре Зарайска и как раз поставляет свою продукцию в кафетерий пространства «Цехъ».
Ленты, на которых раньше продавались товары, сохранились, но без кассовых аппаратов. На них теперь стоят «Банки вдохновения» — это, своего рода, арт-флэшмоб. Следуя концепции «я — художник, я так вижу», посетители фестиваля могут наполнить эти банки тем, что их вдохновляет на свершения, или тем, что сочтут достойным звания искусства. А искусство — понятие растяжимое. Например, на открытии для СМИ кто-то сложил в банку окурки самых разных брендов и размеров. Правда, какой именно посыл автор вложил в банку вместе с сигаретами, доподлинно неизвестно.
А еще в «Цехъ» приехали работы цифрового художника Димитрия Анисимова. Их на фестиваль привезла столичная Generative Gallery — единственная на «Перезагрузке 2.0», которая представляет цифровое искусство. По словам руководителя и куратора Generative Gallery Анны Смирновой, это арт-направление, как ни парадоксально, важно показывать оффлайн, тем более в тех городах и регионах, где о нем пока мало знают.
— Чтобы познакомить аудиторию фестиваля с цифровым искусством, мы выбрали медитативные, немного таинственные произведения Димитрия Анисимова, который работает с образами природы, — говорит Анна Смирнова. — Нам показалось, что эти темы близки людям. Мини-выставка, которую мы представляем, посвящена феномену наблюдения как элементу познания. Внимательное наблюдение за природными циклами и явлениями позволяет глубже понять их сущность и устройство. Взгляд художника — отстраненный, внимательный, исследующий — приглашает зрителей к созерцанию.
В пресс-службе Минкультуры и туризма МО «Снобу» рассказали, что постепенно «Цехъ» будет наполняться новыми проектами и именами, но с оговоркой на деликатность. Властям Зарайска важно, чтобы перемены, происходящие в городе, были бережными и в основе своей учитывали то, что принято называть культурным кодом. В идеале и планах — привлекать все больше инвесторов, потому что в Зарайске еще довольно много зданий, требующих внимания. В этом легко убедиться, завернув за угол центральной Красноармейской улицы: фонарей сразу становится заметно меньше, как и отреставрированных домов, зато на передний план выступают избушки и малоэтажки.
Автор: Тамара Лорка