"Александр III" и "Художники Бельские" в Инженерном замке.
Посетил в Инженерном замке пару любопытных выставок. Одна из них посвящена Александру III. Сразу скажу, что из всей серии выставок, посвященных царям, эта самая слабая (выставкам про Николая I, и уж тем более про Екатерину II она и в подметки не годится). Впрочем, и на ней есть кое-что любопытное.
Портреты самого Александра.
В Аничковом дворце, еще будучи великим князем:
Эскиз работы Серова (он собирался писать большое полотно с портретом всей семьи, но так и не написал, однако остались эскизы, которые и представлены на выставке).
В Красном селе:
Что интересно, нарисован император в здании офицерского собрания, ныне уже не существующего. А в прошлом выглядело оно так:
Еще одна картина с исчезнувшим Красным селом. На крылечке дома командира Преображенского полка слева сидит великий князь Сергей Александрович (будущий московский генерал-губернатор, которого в 1905-м году взорвет Каляев), справа стоит великий князь Павел Александрович (командующий Гвардейским корпусом, которого расстреляют в Петропавловке в 1919-м), а в центре "весь в белом" - цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II):
Картины из жизни Рущукского отряда, которым Александр III (еще будучи цесаревичем) командовал на Русско-Турецкой войне. Вот он сам сидит в своей комнате:
Кстати, автор первых трех картин - Василий Поленов (тот самый, кто написал "Московский дворик").
Картины, связанные со знаменитой катастрофой в Борках. Рисунки Михая Зичи:
Специально сделанная икона с небесными покровителями всех членов царской семьи, ехавших в поезде:
И забавное полотно, где Христос лично благославляет все императорское семейство:
При Александре III Россия завязывает дружбу с Францией. об этих событиях напоминает полотно, изображающее визит русских кораблей:
Забавный чайник от Перлова (вероятно, выпущенный к коронации):
Отдельный раздел выставки посвящен строившимся при Александре III храмах - в Киево-Печерской лавре и Спасу на крови. С точки зрения эстетической, это, пожалуй, самый интересный раздел выставки.
В этом же разделе забавный артефакт - подносной проект Спаса на крови:
На выставке Александр III представлен не только как император, но и как коллекционер. Правда, особых шедевров из его коллекции на выставке не видно. Из занятного - вот эти китайские журавли (как я понял, поступившие в качестве дипломатического подарка):
И полотно Семирадского с великолепным названием достойным учебника истории "Римская оргия временполовозрелого зрелого цезаризма":
И завершает выставку презабавное полотно - "Крестьяне, посещающие Русский музей императора Александра III":
Второй выставкой, которую я посетил, стала выставка "Художники Бельские". Это целое семейство мастеров, активно работавших при Канцелярии от строений Ее Императорского Величества домов и садов во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II. Ныне эти мастера практически забыты, однако работы у них весьма любопытные. В придачу, выставку великолепно оформили различными предметами декоративно-прикладного искусства, фрагментами лепнины и т.п. Так что от нее я получил огромное удовольствие.
Посмотрим некоторые работы.Забавные архитектурные пейзажи а ля Пиранези.
А тут различные памятники архитектуры в картину явно "уминали ногами":
Царское село. Башня Руина и Орловские ворота (правда, на мой взгляд, с перспективой художник несколько наврал и в таком соотношении эти объекты увидеть невозможно);
Фрагменты иконостаса и картины из церкви Рождества Христова на Песках (именно эта церковь дала название Рождественской части и Рождественским улицам). В советское время церковь снесли, а улицы переименовали в Советские, а ныне церковь восстановили. При том, что я довольно скептически отношусь к восстановлению "исторических" названий улиц, как раз название Рождественские улицы (а также Роты) я бы очень хотел вернуть.
Еще один крайне забавный артефакт -пять правил октябрят четыре правила смолянок:
Крайне интересная орфография в плане пробелов и переноса слов - "Неделай зла инедоса - ждай никому" (это такие правила были раньше?):
Особенно интересно последнее правило (Грета Тунберг одобряет):
Интересно, почему выбрали именно его. У смолянок было столько животных? Или это их учат правильному обращению с мужчинами? :-)
И пара артефактов ДПИ напоследок. Бра:
И эффектный барочный оклад для иконы:
Тем, кого заинтересовала эта выставка, стоит поспешить - она работает только до 9 марта
Портреты самого Александра.
В Аничковом дворце, еще будучи великим князем:
Эскиз работы Серова (он собирался писать большое полотно с портретом всей семьи, но так и не написал, однако остались эскизы, которые и представлены на выставке).
В Красном селе:
Что интересно, нарисован император в здании офицерского собрания, ныне уже не существующего. А в прошлом выглядело оно так:
Еще одна картина с исчезнувшим Красным селом. На крылечке дома командира Преображенского полка слева сидит великий князь Сергей Александрович (будущий московский генерал-губернатор, которого в 1905-м году взорвет Каляев), справа стоит великий князь Павел Александрович (командующий Гвардейским корпусом, которого расстреляют в Петропавловке в 1919-м), а в центре "весь в белом" - цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II):
Картины из жизни Рущукского отряда, которым Александр III (еще будучи цесаревичем) командовал на Русско-Турецкой войне. Вот он сам сидит в своей комнате:
Кстати, автор первых трех картин - Василий Поленов (тот самый, кто написал "Московский дворик").
Картины, связанные со знаменитой катастрофой в Борках. Рисунки Михая Зичи:
Специально сделанная икона с небесными покровителями всех членов царской семьи, ехавших в поезде:
И забавное полотно, где Христос лично благославляет все императорское семейство:
При Александре III Россия завязывает дружбу с Францией. об этих событиях напоминает полотно, изображающее визит русских кораблей:
Забавный чайник от Перлова (вероятно, выпущенный к коронации):
Отдельный раздел выставки посвящен строившимся при Александре III храмах - в Киево-Печерской лавре и Спасу на крови. С точки зрения эстетической, это, пожалуй, самый интересный раздел выставки.
В этом же разделе забавный артефакт - подносной проект Спаса на крови:
На выставке Александр III представлен не только как император, но и как коллекционер. Правда, особых шедевров из его коллекции на выставке не видно. Из занятного - вот эти китайские журавли (как я понял, поступившие в качестве дипломатического подарка):
И полотно Семирадского с великолепным названием достойным учебника истории "Римская оргия времен
И завершает выставку презабавное полотно - "Крестьяне, посещающие Русский музей императора Александра III":
Второй выставкой, которую я посетил, стала выставка "Художники Бельские". Это целое семейство мастеров, активно работавших при Канцелярии от строений Ее Императорского Величества домов и садов во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II. Ныне эти мастера практически забыты, однако работы у них весьма любопытные. В придачу, выставку великолепно оформили различными предметами декоративно-прикладного искусства, фрагментами лепнины и т.п. Так что от нее я получил огромное удовольствие.
Посмотрим некоторые работы.Забавные архитектурные пейзажи а ля Пиранези.
А тут различные памятники архитектуры в картину явно "уминали ногами":
Царское село. Башня Руина и Орловские ворота (правда, на мой взгляд, с перспективой художник несколько наврал и в таком соотношении эти объекты увидеть невозможно);
Фрагменты иконостаса и картины из церкви Рождества Христова на Песках (именно эта церковь дала название Рождественской части и Рождественским улицам). В советское время церковь снесли, а улицы переименовали в Советские, а ныне церковь восстановили. При том, что я довольно скептически отношусь к восстановлению "исторических" названий улиц, как раз название Рождественские улицы (а также Роты) я бы очень хотел вернуть.
Еще один крайне забавный артефакт -
Крайне интересная орфография в плане пробелов и переноса слов - "Неделай зла инедоса - ждай никому" (это такие правила были раньше?):
Особенно интересно последнее правило (Грета Тунберг одобряет):
Интересно, почему выбрали именно его. У смолянок было столько животных? Или это их учат правильному обращению с мужчинами? :-)
И пара артефактов ДПИ напоследок. Бра:
И эффектный барочный оклад для иконы:
Тем, кого заинтересовала эта выставка, стоит поспешить - она работает только до 9 марта