В Тверской области состоялся 20-й рок-фестиваль "Нашествие"
В Тверской области завершился один из главных музыкальных фестивалей в России - "Нашествие". "Эгоизм" Юрия Шевчука, голая задница, позитивные космонавты, "Можем повторить" и Гоша Куценко против феминисток – "Газета.Ru" рассказывает, почему 200 тысяч поклонников рок-музыки никогда не признаются, что потеряли время зря.
В Большом Завидово прошел 20-й в истории рок-фестиваль "Нашествие". В юбилейный год организаторам удалось собрать довольно сильный состав участников, пусть даже "вне игры" остались главные металлисты России "Ария" и "Кипелов". На главной сцене тон задавали такие аксакалы, как ДДТ, "Ленинград", "Алиса", "Аквариум" и Вячеслав Бутусов, исполнивший несколько хитов легендарной группы "Наутилус Помпилиус".
Тем не менее, "Нашествие" все дальше отходит от привычного рок-формата, приглашая музыкантов, выступающих в других стилях. Например, собственный сет отработал рэпер Нигатив. Его присутствие могло не прийтись по душе "олдовым рокерам" из числа зрителей - завсегдатаев "Нашествия", расхаживавших по полю в майках с утверждением из 1990-х о том, что "рэп – это кал". Зато концерты Нигатива и других "неформатных" для этого фестиваля групп вроде 25/17 или "Аффинажа" привлекли дополнительный десант молодых фанатов, которые, возможно, и не поехали бы на "рок-стариков".
На второстепенных сценах вообще хватало интересных персонажей. Например, известный актер Гоша Куценко, одновременно с карьерой в кино испытывающий страсть к музыке, пытался петь что-то похожее на рок и читать рэп. Кое-что из его творчества обязано было привести в ярость феминисток. Одну из своих "хулиганских" песен Куценко посвятил девушкам, "приползающим под утро в свои палатки со стертыми коленями".
Скандалом обернулось общение с прессой лидера группы Tequilajazzz Евгения Федорова. Досталось от него и организаторам "Нашествия" за "не развивающийся формат" и отсутствие ряда сильных и популярных русскоязычных исполнителей, и самой публике за инертность, и общему положению дел в российской культуре. По мнению Федорова, эта отрасль вызывает сейчас серьезное опасение.
"Все боятся проявить инициативу, - констатировал музыкант. - У нас наблюдается трусость не только экономическая и политическая, но и культурная. А все настоящее происходит на кухнях. Считаю, государство не должно вмешиваться в культуру. Она должна развиваться, как считает нужным".
В этом году "Нашествие" продемонстрировало образец демократичности. Федорову дали возможность высказать в зале для пресс-конференций все, что ему было угодно, хотя его слова явно не понравились организаторам. Не прервали и участников относительно нового явления на рок-сцене The Hatters, которые изрядно чудили перед журналистами и обильно ругались матом. В один из моментов лидер джипси-фолк-рок-бэнда
Юрий Музыченко, активно употреблявший при этом пиво, спустил шорты и оголил свою пятую точку. Зачем это было нужно, музыкант не пояснил.
Заслуженные мэтры вели себя, конечно, солиднее. Так, Юрий Шевчук пустился в философские размышления о разнице между артистом и музыкантом. К первой категории, по его мнению, относятся вокалисты, исполняющие то, что хочет и ждет публика, вторые играют композиции по своему усмотрению, не обращая внимания на реакцию толпы и ориентируясь исключительно на собственные предпочтения. Шевчук разочаровал зрителей, представив на их суд абсолютно новую программу. В ней не нашлось места ни одному хиту, которых упорно требовал народ. Зато собравшиеся имели шанс познакомиться с такими вещами почтенного рокера, как "Борщевик" и "Лажа": обе явно были написаны, что называется, на злобу дня. К несчастью для ДДТ, именно в субботу качество звука на главной сцене фестиваля оставляло желать много лучшего. Разобрать слова незнакомых песен было невероятно сложно.
Тем же путем, что Шевчук, пошли Лева и Шура из Би-2. Их новая программа выдалась довольно зажигательной, причем Лева еще и продемонстрировал неплохую для своих 46 лет физическую форму. Еще один матерый рокер Алексей Горшенев поступил по принципу "и нашим, и вашим", чередуя свои новые творения с хорошо всем знакомыми старыми из репертуара закрывшейся группы "Кукрыниксы". В ходе своего сета он выразил сожаление по поводу того, что никто из музыкантов не почтил память его брата Михаила Горшенева исполнением какой-нибудь из песен "Короля и шута".
Ягода сделал это сам: во время фестиваля стукнуло шесть лет со дня смерти легендарного Горшка.
Еще один яркий представитель жанра Сергей Чиграков, как бы в противовес Шевчуку, зажег толпу исключительно своими старыми-добрыми суперхитами. Забавно, но известный миролюбец, ремень гитары которого был украшен четырьмя пацификами, "сбацал" сразу несколько песен на военную тематику: это и "Бомбардировщики", и "Фантом", и "Вот пуля просвистела…".
В заочный спор с Шевчуком вступил вокалист группы "Альянс" Игорь Журавлев. По его мнению, исполнитель должен в первую очередь учитывать желание публики, находя разумный баланс между спросом и собственной прихотью. На фестивалях, отметил он, люди ждут прежде всего хорошо знакомых им вещей - оценивать же новое творчество сподручнее на отдельных концертах, где не требуется укладываться при настраивании инструментов в 5-10 минут.
Эта группа, впервые приглашенная на "Нашествие", переживает самую удивительную реинкарнацию в российском роке. Созданный аж в 1981 году, "Альянс" отсутствовал на сцене все 1990-е и 2000-е, чтобы восстановиться в прежнем виде уже в наше время. Весной 2019-го группа выпустила первый альбом за 25 лет, что, без сомнения, может считаться своего рода рекордом.
Довольно емко Журавлев ответил и на "обвинение" в том, что "Альянс" является группой одной песни – все любят хит "На заре", в то время как остальные композиции коллектива малоизвестны широкой публике. Музыкант не стал обижаться, а философски изрек:
"Лучше иметь в репертуаре одну популярную песню, чем не иметь ни одной".
Показатели "Нашествия" по количеству аудитории, судя по всему, на этот раз устояли. По первым подсчетам организаторы оценили число гостей примерно в 200 тыс. человек. Кто-то не поехал под Конаково, сетуя, что, мол, "Нашествие" уже не то" - из года в год все повторяется, притока "свежей крови" в рядах исполнителей практически нет. При этом чисто в профессиональном плане музыкантов не мог не задеть невероятный успех Константина Кинчева: несмотря на раннее начало своего сета, "Алиса" собрала тотальный аншлаг. Ее почитатели, облаченные в майки с изречениями Кинчева, занимали места на площадке задолго до того, как он вышел на саундчек.
Других отпугнули традиционные для этого фестиваля "ужасы". Не забывая о непролазной грязи в 2017 году, многие облачились в резиновые сапоги: как выяснилось, зря. Погода в целом пощадила собравшихся. Дождь прошел несколько раз, но совсем недолго. Растоптанная тысячами ног почва выдержала это испытание.