Татары
Татары (самоназвание – татар) – тюркоязычный народ, формирование и развитие которого происходило на просторах Евразии. Татарский язык относится к кыпчакской группе алтайского семейства тюркских языков.
Обычно различают поволжских (казанских), сибирских, астраханских татар, а также отдельные субэтносы; все эти группы являются составными частями единой татарской нации. Сегодня татары проживают во всех без исключения регионах планеты.
Общая численность татар на постсоветском пространстве составляет около семи миллионов.
Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в —IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы , входившие в состав
Вместе с другими тюркскими народами предки современных татар участвовали в Великих переселениях народов, создавали государственные образования. В V веке нашей эры была известна Великая Булгария (Болгария) в Приазовье, в IX веке - Великая Булгария в Поволжье. Значительную роль в этих государствах играли тюркоязычные булгары. Государственный совет при булгарском хане состоял из представителей родов ширин, аргын, барын, кыпчак.
В результате монгольских походов в XIII веке булгарские земли были включены в состав Золотой Орды, затем на этих же землях возникло Казанское ханство. Образовались Астраханское, Сибирское ханства и Ногайская Орда.
Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:
- тюрко-татарская теория
- булгаро-татарская теория
- татаро-монгольская теория.
Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.
Согласно тюрко-татарской теории формирование татар можно разделить на три этапа:
- Этап образования основных этнических компонентов (середина VI — середина XIII веков). Отмечается важная роль , и в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль , заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после X века), которая сменила более древнюю письменность — , а также половцев, заложивших основу языка.
- Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII — первая четверть XV веков)]. В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве — ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали своё государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, , мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе происходило становление , утверждение норм литературного языка. Этап завершился с распадом (XV век) в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся началось формирование новых субэтнических общностей, имевших локальные самоназвания: , , , , .
- Этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После завоевания Поволжья, Приуралья, Сибири и присоединения к Русскому государству усилились процессы миграции татар (так, известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Краснодара в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля.
— этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Российском Царстве и Российской империи в — вв. Первоначально формировались из представителей , перешедших на русскую службу из и , затем, после завоевания Казанского ханства (), из (вследствие превращения их собственных наделов в поместья), а также живших в отданных им на «кормление» городах (, Серпухове, Романове, Юрьеве-Польском, и т. д.).
Несли . Участвовали в (—), военных походах России, охраняли границы. Также служили , писцами, послами и др. За службу получали земельное, денежное и хлебное жалованье.
Служилые татары сохраняли свою специфическую систему деления и подчинялись своим ханам, и (князьям). Их конные отряды обычно присоединялись к тем полкам, где в данный момент они были нужны.
В начале XVIII века были переведены в сословие , приписаны к выполнению повинности и положены в подушный оклад.
(Laschmann, от laschen — обрубать, отесывать, обделывать и Маnn — человек) — (в основной своей массе), участвующие в заготовке корабельного леса для постройки флота России.
Обладали некоторыми привилегиями в торгово-ремесленных занятиях. В частности вместо жалованья имели право торговать, не будучи причисленными к купеческому сословию.
Генетические исследования
Генетические исследования показали, что основные региональные группы татар (поволжские, сибирские и крымские) не имеют общих предков и, таким образом, их формирование происходило независимо друг от друга. Одновременно обнаруживается очень высокое генетическое разнообразие и внутри региональных групп татар, что обусловлено наличием в составе каждой группы нескольких генетических пластов, то есть формированием каждой группы татар из нескольких источников. Однако для поволжских татар (исследовались собственно казанские татары, мишари и кряшены) удалось выявить преобладание в их генофонде компонента, унаследованного от дотюркского коренного населения Восточной Европы и Приуралья (предположительно связанного с наследием финно-пермских и финно-волжских популяций волго-уральского региона), у поволжских татар присутствует «южный» компонент, вероятно, связанный с миграцией с Кавказа, а центрально-азиатский компонент крайне мал. У казанских татар «южный компонент» составляет 15 % и характеризуется гаплогруппами, распространёнными в Восточной Европе и Средиземноморье, у мишарей «южный» компонент (23 %) складывается из гаплогрупп, характерных для Средиземноморья, Южной Европы и Малой Азии, а у кряшен «южный» компонент (29 %) характеризуется гаплогруппами Западного и Восточного Кавказа. Вклад центрально-азиатского компонента составляет у казанских татар 1 %, у мишарей 3 %, а у кряшен 6 %.
У различных групп сибирских татар (по результатам изучения пяти их субэтносов) установлено различное генетическое происхождение каждого субэтноса и, следовательно, разные пути этногенеза искеро-тобольских татар (сложившихся из сибирского субстрата и притока из Северо-Восточной Европы), ялуторовских татар (переднеазиатское происхождение), татар-бухарцев (происходят от народов Западного Кавказа, а не Средней Азии), иштякско-токузских татар (имеют палеосибирское происхождение), заболотных татар (близки уграм Западной-Сибири и Северного Урала).
Этнические группы
Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:
- ( казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на .
- ( мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории , , Дикого поля и . Разговаривают на .
- Касимовские татары ( кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на .
- ( себер) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на .
- ( әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.
- ( керәшен) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие.
- — этнографические группы татар, этногенез которых проходил на территории Пермского края.
- (ногайбаки, нагайбәкләр) — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества и проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — говор среднего диалекта татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом.
- — этнотерриториальная группа в бассейне , родственная казанским татарам, этногенез которой связан с .
- — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией нынешнего Афганистана. В 2021 году Афганистан признал татар как один из этносов проживающих в Афганистане.
- — ныне отдельный народ, имеющий с остальными татарами общее прошлое и государство в виде . В состав нынешних крымских татар вошли в том числе проживающие на Волге татары и Астраханского ханства, а татары из Крыма приняли участие в формировании нынешних . Крымская династия помимо Крыма так же правила Казанским и Астраханским ханствами имя титул «Падишах всех татар». Казанские татары в XVII веке отправляли послание крымскому хану с просьбой их освободить от царской власти. По мнению некоторых исследователей (в частности Дамир Исхаков) крымские татары до сих пор являются частью татарского народа.. Некоторые крымские татары так же рассматривают себя и волжских татар как две части единого народа.
Все субэтносы татар чаще всего представлены в смешанном виде.
Старотатарский язык
- тюркский литературный язык, на котором писали с XIV по XX вв., использовавшийся различными народами. Сформировался в послемонгольский период как ответвление от языка тюрки. Несмотря на наличие нескольких региональных вариантов, существовала их общность, обусловленная близостью тюркских языков друг другу; использованием арабского письма, в котором гласные не находили полного отражения в графике, и поэтому одно и то же слово в различных регионах могло читаться по-разному, и обилием арабо-персидских лексических заимствований.
Язык и диалекты
Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык татар сформировался на основе казанского диалекта с морфологической структурой мишарского. Кроме этих двух диалектов в народно-разговорном татарском языке исследователями ещё выделяются три диалекта сибирских татар: тоболо-иртышский, барабинский и томский.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года татарский язык является родным для 4 202 096 российских татар (79,2 % от общего числа татар в России, указавших родные языки). Русский язык является родным для 1 086 380 татар (20,5 %). Башкирский язык назвали родным 9 054 татар (0,2 %).
С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу
Традиционным жилищем татар Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Татарская архитектура в её современном виде формировалась на протяжении столетий, в древнейшие времена, в период Золотой Орды, Татарских ханств и Российской империи.
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
Музыка
Татарские народные песни весьма похожи на музыку Востока, их объединяет пятизвучная система. Особенность системы пяти звуков в том, что в качестве главного тона можно выбрать каждый из этих пяти звуков. Подобное исполнение встречается у многих народов (мордва, буряты, башкиры, вьетнамцы и т. д.).
В татарских народных песнях наличествует широкая палитра звуков (орнаментика), эти напевы отличаются тянущейся мелодичностью, и именно это делает татарские песни ближе к обычаям Востока. Орнаментика (палитра звуков) является очень важным средством для улучшения ритмической интонации и придаёт своеобразную красоту песне.
Татарские народные песни по своей тематике и сюжету делятся в основном на два крупных жанра: эпический и лирический. К эпическому жанру принадлежат исторические песни и большинство баитов. Большая часть песен относится к лирическому жанру: любовные, бытовые, дружеские, сиротские, колыбельные шуточные и другие.
Издатели журнала Ülfät. Редактор Муса Бигеев кон. XIX в.
Татарская литература имеет длительную историю. Период наивысшего развития татарской рукописной книги приходится на период расцвета татарской государственности — XIV—XVI века. Кроме того, включает в себя богатое устное народное творчество. Большое количество талантливых татарских писателей и поэтов творили в XIX и XX вв.
Писатели Галимджан Ибрагимов и Шахит Ахмадиев в Ялте 1928 год
Татарская кухня богата традициями, заложенными ещё во времена древнего государства Волжская Булгария. Для татарской кухни характерны мясные супы с мучными заправками, как правило, лапшой (токмач), к праздничному столу подаются пельмени, обязательно в бульоне. С бульоном подают и знаменитые беляши или, как их ещё называют, перемечи. Одним из традиционных блюд является бэлиш. Под влиянием других мусульманских народов в кухне татар появился плов.
Татары любят выпечку, орехи и мед. Сладкое лакомство чак-чак получило широкую популярность.
А. К. Сайфутдинов Татарская невеста. Казанский кремль
Обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Этнограф Р. Г. Уразманова на обширном этнографическом материале делит обряды татар на две неравные группы: весенне-летний и зимне-осенний циклы.
- Весенне-летний цикл
- Обряды и праздники, проводимые после сева — Сабантуй.
- Обряды, связанные с началом сева — Карга боткасы.
- Обряды и праздники, проводимые после сева — Джиен (җыен).
- Осенне-зимний цикл
В отличие от весенне-летних он не имеет чёткого деления, так как не привязан к земледельческому быту. Р. Г. Уразманова выделяет такие особенности данного сезона:
- Помочи. Помощь при проведении особо трудных работ. Особенно это было заметно при обработке зарезанных гусей — каз өмәсе, куда приглашались люди, даже если в этом не было необходимости.
- Святки. Период зимнего солнцестояния — Нардуган. Встречался повсеместно у татар. Особым элементов этих праздников были гадания.
- Новый год. Данный праздник встречался лишь эпизодически, в основном, в городах.
Антропологические типы татар
Антропологические исследования выявили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного.
Указанные типы имеют следующие характеристики:
Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощённости. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, тёмными оттенками волос и глаз, широким и уплощённым лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.