Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Медом мазали уста. Эксперты – о свадебных традициях разных народов

0 39
Медом мазали уста. Эксперты – о свадебных традициях разных народов

Осень пора свадеб. В нашем многонациональном крае празднуют их по-разному. Эксперты «АиФ» из разных регионов рассказали нам, как принято «гулять» у разных народов.

Медом мазали уста

Черкесы – на территории Кубани жили издревле. Какие - то обряды уже ушли, но многие сохранились.

«Свадебные ритуалы – одни из важных в истории культуры, они означают не только перемену статуса молодоженов, но и возникновение новых родственных связей между родами, к которым они принадлежат, – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. – В черкесских традициях важна не только сама свадьба, но и весь цикл обрядов, связанных с этим празднеством. Начиная с выбора невесты, сватовства, заканчивая ее возвращением в отчий дом в гости вместе с первенцем».

При выборе брачного партнера адыги придавали значение репутации семьи, рода, из которого жених или невеста. Выясняли, какой у девушки характер, насколько она хозяйственная. Немаловажна внешность и здоровье девушки – чтобы дети были красивыми. Кстати, в адыгском языке есть выражение, которое в дословном переводе означает «портящий род». Обычно так говорят о неказистых людях.

Что касается самой свадьбы, то у черкесов она начинается с вывода невесты из родительского дома. Этот обряд сопровождается специальной песней. Между прочим, родители и родные невесты практически не присутствуют на свадьбе. Это допустимо только для ее незамужних сестер. Хотя сейчас традиции меняются, и часто на свадьбе со стороны невесты бывает немало ее молодых родственников. Невесту сопровождают только ее подружки, а чуть позже в разгар свадьбы приезжают несколько ее родственников – мужчин. Они удостоверяются, по согласию ли девушка вышла замуж. Но по этикету, они надолго не задерживаются.

Перед тем, как девушка войдет в новый дом, ей под ноги кидают шелк, чтобы судьба была красивой и нежной как эта ткань. Что примечательно, через порог новобрачную переносят. Считается, что души умерших родных селятся под порогом, и если вдруг невеста нечаянно на него наступит – может их побеспокоить. Это считается дурным знаком.

Как раньше, так и сейчас, приход невесты в дом, начинается с того, что ее отводят в специальную комнату, куда к ней заходят старшие женщины семьи. Здесь все время могут находиться и дети. Лицо у девушки обычно закрыто фатой или легким шифоновым платком. Во время церемонии платок приоткрывают и невесте мажут губы маслом и медом. Считается, что таким образом ей дают понять, что речь должна быть мягкой и сладкой. Также принято обсыпать невесту деньгами и конфетами. Это символизирует благополучную и вкусную жизнь.

Исторически у черкесов свадьба проходила без жениха. Во время всей церемонии он был у друзей и в дом возвращался только после окончания всей церемонии. Получается, что гуляли на свадьбе только многочисленные гости. Для них накрывались щедрые столы, устраивались танцы. Сама невеста находилась в отдельной комнате и чаще всего стояла в углу. Компанию ей составляли несколько молодых девушек. Остальные гости могли зайти, посмотреть на новобрачную, но прежде чем это сделать должны были ее одарить. Близкие родственники жениха обычно преподносили золотые украшения.

Конечно же, некоторым может показаться странным, что во время свадьбы невесту ставят в угол, но видимо, этот обряд остался с языческих времен – например, чтобы не навлечь дурного глаза. Правда, в последние годы празднество чаще проводят в ресторанах, а жених и невеста сидят за отдельным столом вместе с друзьями. При сохранении традиционной последовательности элементов свадебного обряда, каждый из них претерпел определенные изменения.

Руку – в муку!

«Свадебные обычаи и обряды складываются под влиянием целого ряда факторов социально-экономического, историко-культурного и политико-идеологического характера», - рассказывает этнолог и этносоциолог Розалинда Мусина.

Так, на свадебные традиции татар большое влияние оказал ислам. Он предписывал мусульманину вступать в брак, поэтому неудивительно, что среди татар почти не было холостяков и старых дев. Браки заключались, как правило, по сватовству. Во время самого обряда обговаривались условия, в том числе количество и качество даров со стороны жениха (калым). Позже родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор-помолвку, во время которого они обменивались подарками.

«Специального свадебного костюма у татар не было, - рассказывает научный сотрудник отдела этнологии Института истории Академии наук Татарстана Дина Гатина-Шафикова. – Это была более нарядная повседневная одежда. Не из домотканины, а из купленной шелковой ткани. Невеста готовила для жениха свадебные онучи (портянки). А кое-где будущая жена вышивала для мужа... передник. На голову женщины-казанские татарки надевали калфак (волосник), а мужчины – тюбетейку».

До революции брак заключал мулла во время религиозного обряда никаха. В течение советского времени свадьба, ранее состоявшая из нескольких этапов, стала гораздо короче. Но часть обрядов сохранилась и по сей день. Например, показ невесте дороги к роднику или облачение дома жениха предметами домашнего убранства из приданого невесты. Популярен обряд «невестина лапша» - застолье в доме жениха, на которое приглашаются старшие родственники с обеих стороны и на котором главным блюдом является традиционная для татар суп-лапша, приготовленный невестой. Сохраняется в селах и такой обычай: на никах угощение привозят родственники жениха, на свадьбу – родственники невесты. Причем все виды угощения обязательно парные – пара копченых или вареных гусей, торты, фрукты, чак-чак и другие сладости. Широко распространен в наше время традиционный ритуал встречи молодоженов, включающий угощение молодых чак-чаком (лакомство из меда, муки и яиц), мёдом-маслом и подстилание под ноги невесты ковра или подушки с пожеланиями благополучной семейной жизни. Родители жениха приветствуют невесту на пороге дома со словами: «Пусть язычок твой будет сладким как мед, а душа мягкая как пух». Старшим родственникам молодожены дарят подарки. Еще один ритуал – опускание руки невесты в муку – чтобы была хорошей хозяйкой. Сохранился в наше время и выкуп за невесту.

Если в советское время никахи не устраивались, а порой проходили тайно, то сейчас до 90% сельчан в Татарстане проводят эту религиозную церемонию.

«Среди современных татар сохраняется отношение к этим обрядам как к национальной традиции, к символам этнической идентичности. Мы наблюдаем возврат к традициям, но не в канонической форме, а их обновление, складывающиеся под влиянием процессов реисламизации общества и глобализации», - резюмирует Розалинда Мусина.

Храбрый поезд

Про кубанских казаков мы писали не раз. Но в крае много представителей этого сословия из соседнего региона. И свадебные обряды донских казаков несколько отличаются от наших. На них отразились исторические реалии их жизни в степном краю, на границе с воинственными кочевниками. Общерусский комплекс представлений о свадьбе приобрел некоторые специфические черты. К примеру, у казаков-некрасовцев до последнего времени сохранились элементы, напрочь забытые в других частях страны.

«Невеста на свадьбе надевала специальный головной убор – «рогатую кичку», шапочку с двумя рогами. Это, конечно, был древнейший символ плодородия, который у славян и других народов Евразии, обозначал быка и корову, и брал свое начало еще во временах неолита, когда древние люди поклонялись рогатой Богине-матери. И «некрасовцы» сумели пронести этот символ фактически до наших дней», - рассказывает этнолингвист, старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Татьяна Власкина.

Жениху на свадьбе никакой специальный костюм не полагался – одевали всё самое лучшее, и в случае с казаками, которые в XIX- начале XX века были, в первую очередь воинами, самым логичным выбором оказывался парадный военный мундир.

Иногда, впрочем, жених мог быть в расписной рубахе, но тогда на плечи ему все равно накидывали форменный «чекмень». Воинственность степных жителей проявлялась и в осмыслении общерусских свадебных обрядов – традиционный «свадебный поезд» на Дону назывался «храбрый поезд». По тому, сколь воинственно были настроены его участники, как палили в воздух из оружия и размахивали шашками, можно было понять – перед нами, скорее, не торжественный кортеж, а обычное похищение невесты. Казацкая специфика проявлялась и в том, что обряд «выкупа невесты» часто сопровождался легкомысленной песенкой с припевом «мой братец, татарин, сестру проматарин». Она явно отражала реалии славянского заселения Дона: в степи переселялись крепкие мужики из центральных областей страны, которые приобретали себе жён, выкупая их (или воруя) у местных кочевых народов.

Подача блюд на стол в первый день свадьбы носила строгий обрядовый характер – главным на столе был хлеб (на Дону насчитывалась до десятка различных вариантов свадебных караваев или куличей). А вот на второй день торжеств еда теряла сакральное значение. И на столе, к примеру, могла оказаться курица – которую весь день таскали по станице перед молодожёнами, привязанную к шесту. Это курица была символом того, что невеста хранила невинность до свадьбы. Поэтому шествие новобрачных в сопровождении друзей и подруг на утро после брачной ночи, с распеванием различных, не особенно пристойных песенок, считалось обязательным элементом свадебной церемонии. Ну, а курицу, в итоге, съедали – Дон, конечно, богатый, но не пропадать же добру!

Могли и подсунуть!

Традиционный свадебный обряд карелов (как и русских, живущих в Карелии) был крайне сложен – исследователи насчитывают не менее 30 обязательных элементов. Многие из них несли в себе магический смысл. Так еще до свадьбы девушка стремилась накопить как можно больше «лемби» - привлекательности для противоположного пола.

«Лемби» была особой субстанцией, которую можно было приобрести, скопить, растерять, и даже украсть, и она не заключалась лишь в физической красоте. Адекватным современным переводом, может быть - «сексуальность, обаяние, харизма», - рассказывает филолог Арина Семёнова.

Особенностью Севера всегда была подчёркнутая самостоятельность и независимость женщин – суровые условия выживания приводили к тому, что мужчин подолгу не было дома: уходили на заработки в большие города, уезжали на добычу рыбы, отправлялись в торговые экспедиции (а до века XVI-XVII и в вооруженные набеги), и дом держался на плечах женщин. Это приводило и к немыслимым, по меркам более южных широт, вольностям – так девушка могла сама, не спрашивая дозволения родителей, договориться с понравившемся парнем о свадьбе. Стоило ей только публично, на празднике, в присутствии свидетелей взяться за кончик предложенного парнем платка, как она считалась его женой. На севере Карелии это называлось «выйти замуж на кончике платка». Свадебного обряда это не отменяло – но родители, что называется, оказывались перед свершившимся фактом. Но даже такой брак имел статус официального, и развестись супруги уже не могли.

Обычная же свадьба начиналась со сватовства – приходили сваты, родители сговаривались, невеста начинала лить слёзы. Если у неё самой голосить от радости не получалось – на помощь приходили специальные бабки-плакальщицы. Считалось, что чем больше слёз прольётся до свадьбы – тем меньше после. В день свадьбы невесте на голову повязывали шелковый платок, под которым она всю церемонию прятала и девичьи косы, и лицо - что означало перемену статуса. Кстати, поскольку жених не видел лица суженой, то зафиксированы случаи, когда предприимчивые родители «всучали» ему не ту девицу, о которой была договоренность, а другую, засидевшуюся.

И распишет, и лемби укрепит

Но такое могло получиться только, если карелы пренебрегли главным персонажем любой свадебной церемонии – колдуном (по-карельски «патьвашка»). Именно он (а не священник или, ближе к нашим дням, работник ЗАГСа) и был главным человеком на церемонии: проводил нужные обряды, договаривался с духами, укреплял «лемби» невесты, и имел право, в том числе, своим колдовским посохом, сделанным из особенно уникальных кусков дерева, приподнять фату и посмотреть на лицо новобрачной. «Патьвашка» также подпоясывал жениха перед брачной церемонией - пояс оберегал его силу, да и в целом обрабатывал своим посохом всю его одежду.

У колдуна, кстати, была тяжелая работа – у богатых карел свадебные торжества могли продолжаться до пары недель, а расплачивались с «патьвашкой» ежедневно и чаще всего алкоголем. И хотя в наши дни колдунов, вроде бы, не осталось, но почти во всякой карельской деревне найдутся свои «вежливые люди» (от слова «ведать»), которых обязательно позовут на свадьбу.

Праздник сита

Греки по праву могут считаться одними из старожилов Крыма. Ведь первые поселенцы причалили к берегам полуострова двадцать семь веков назад. А позже, в средние века, а также в XVII-XIX веках сюда приезжали греки из причерноморских регионов.

По словам старшего преподавателя кафедры теории языка, литературы и социолингвистики Института иностранной филологии Крымского федерального университета Сократа Лазариди, большинство традиционных свадебных обычаев ушли в прошлое. Невесты уже не проводят несколько лет за подготовкой приданого. Нет уже сватовства, когда выставленные на стол орехи с вилкой или тыква означали отказ. Или обычая вручения свекровью невестке двух склеенных золотых монеток — намёк на то, что двум женщинам теперь предстоит всю жизнь провести в одном доме.

«Конечно, сохранились «изюминки» — такие традиции, которые помнят пожилые люди, а молодые охотно воспроизводят, — рассказал Сократ Лазариди. — Например, присутствие на свадьбе крёстных родителей, или обряд бритья жениха накануне свадьбы. Друзья могут побрить ему одну щёку и потребовать денег, чтобы завершить процесс. В «Альбоме историко-этнографических материалов», изданном 20 лет назад, упоминается много других интересных обычаев, характерных в прошлом для греческих свадеб.

Оригинальным был «праздник сита» накануне свадьбы. Подруги невесты несколько раз просевали белую муку, а в тесто опускали руки самые бойкие и красивые мальчик и девочка — чтобы у молодых появились такие же малыши».

В наши дни невесте могут дать подержать маленького мальчика — это пожелание скорейшего появления наследника. Молодых принято осыпать сладостями — чтобы жизнь была сладкой и изобильной. Иногда на пороге дома мать жениха кормит молодых мёдом. По сей день сохранилась и такая традиция: В понедельник, с утра, люди (в основном мужчины) шли в дом, где прошла свадьба, для того, чтобы поесть хаш — горячее блюдо из ножек и требухи.

«Народ говорил, что если не поел свадебного хаша, то считай, что и на свадьбе не был, — говорит Сократ Лазарили. — После завтрака с хашем и рюмкой горячительного (но можно и без спиртного), народ расходился кто — на работу, а кто — по своим делам».

Когда-то существовал очень красивый обряд окуривания — «фимиам». Шесть пар родных или друзей семей жениха и невесты становились в круг с зажжёнными свечами. Внутри круга священник (или кто-то из мужчин) окуривал ладаном всех присутствующих. Это знаменовало то, что молодая жена становилась «своей», входила в семью мужа.

Местная огранка

Любой народ, перебирающийся на новое место, увозит с собой традиции и обычаи. Иногда они столетиями сохраняются в неизменном виде, но чаще всё-таки приобретают «местную огранку». По свадебным обычаям можно даже изучать географию, узнавая, из какой местности они пришли.

Взять хотя бы русские свадьбы. Конечно, в разной местности они всегда отличались деталями и какими-то своими особенностями.

Но в Крыму, куда массово стали стекаться переселенцы сразу после присоединения полуострова к Российской империи, свадьбы сразу стали необычными. Первые деревни здесь основывали солдаты-отставники, которым привозили невест из разных губерний Российской империи. В селе Мазанка Симферопольского района по сей день на праздниках можно увидеть сцены выбора невестами женихов. Командир поселенцев тогда приказал девушкам отвернуться, а солдатам — выложить шапки на траве. И каждая выбирала шапку, а с ней и наречённого.

«В Крыму свадебные традиции вобрали обычаи из культур разных народов, — рассказал директор Крымского этнографического музея Юрий Лаптев. — А чисто национальные черты свадебные обряды имели только в селах с компактным проживанием украинцев или белорусов, переселившихся в Крым уже в 30-50-е годы прошлого столетия».

В Курской, Смоленской, Псковской и многих других областях России издавна бытовал обычай загораживать проезд «свадебному поезду», в котором везли невесту. И он долго сохранялся на полуострове. По дороге к дому невесты «поезд» обязательно останавливали: перекрывали путь веревкой, лентами, бревном. Достаточно было положить на дорогу шапку или горсть соломы, чтобы остановить процессию. Поезжане должны были заплатить выкуп — деньгами и водкой.

Отличалось на тех свадьбах и застолье: сказывалось соседство с другими народами. Как рассказал Юрий Лаптев, с русскими пельменями и украинскими варениками на свадебном столе соседствовать могли греческие голубцы в виноградных листьях, татарский плов, белорусские драники, караимские пирожки.

А вот свадебный каравай должен быть обязательно. Его выпекали в виде чаши, и вкладывали в середину две ложки, связанные красной лентой. Ложки молодым полагалось хранить год. Этот обычай, характерный для Белгородской области, прижился на полуострове. А вот традиция гуляний по селу и «ловля кур на лапшу» — вероятно, с Кубани. Там этот день так и назывался — «Куры». Молодёжь ловила чужую птицу, готовила из них разные блюда для молодой семьи.

В сёлах южных регионов России и на Украине по сей день катают тёщу на тачке. Это — отзвук давнего обычая, который ещё в XVIII веке «встроился» в традицию русской свадьбы в Крыму.

«Если родители невесты отдавали замуж последнюю дочь, то их сажали в коляску или корыто и везли на реку купать. Если же им удавалось откупиться, то только брызгали водой», — пояснил смысл такой «поездки» Юрий Лаптев.

Оттуда же, с юга — обычай угощать гостей на свадьбе «шишками»: сдобными булочками, чей верх «распускался» лепестками, похожими на чешуйки шишек. Это был подарок от молодых, благодарность гостям.




Москва

Пассажир рейса Москва — Пермь попал в реанимацию


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Самые популярные туристические маршруты России: на автомобиле

Благотворительный фонд «Свет в руках» проведет Всероссийскую акцию «Росток памяти»

Чемпионат по зимнему плаванию пройдет в Пскове

Издевательства над школьником, роддом для акул и драка из-за прически: главные события в регионах за неделю

Новости Карелии

Заказать недорогой ремонт кухонной мебели в районе в Москве и Московской области

«Радио Зенит» – информационный партнер форума «Мы вместе. Спорт»

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Топливному компромиссу между Украиной и Азербайджаном пришел конец?


Свыше 400 специалистов ОПК примут участие в форуме в Реутове

Geox и Юлия Высоцкая представили новую капсульную коллекцию

Качество подготовки региональных дорог к весенним паводкам проверили в Мытищах

Общество: «Чего не сгубить, тому нету конца». Как «Пикник» играл в память о жертвах теракта


С марта 2024 действует строгий запрет: новое правило коснется всех, у кого есть дача или огород

Директора «Росатома» задержали по делу о получении особо крупной взятки

Geox и Юлия Высоцкая представили новую капсульную коллекцию

Свыше 400 специалистов ОПК примут участие в форуме в Реутове


Глава Карелии Артур Парфенчиков
Москва

Собянин назвал важнейшие проекты социальной поддержки москвичей


Частные объявления в Карелии



Загрузка...
Персональные новости
Елена Ходырева

Эксперты КА «Главный Советник» приняли участие в форуме «Тренды и антитренды корпоративного видео сегодня»



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Петрозаводск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Ансамбль из Лобни победил на Всероссийском конкурсе «Танец. Мысль. Время»

"Прости!!!": Пугачева попросила прощения у Манижи

Shot: комик Семен Слепаков решил ликвидировать ИП в России

В Курской области выступил Национальный оркестр России под управлением Владимира Спивакова


Рыбакина о том, что не играла в Индиан-Уэллс из-за болезни: «К сожалению, восстановление заняло много времени»

Рыбакина, наряду со Свёнтек, имеет 70% побед на WTA-1000 против соперниц из топ-10

Теннисист Медведев вышел в полуфинал турнира в Майами, обыграв Харри

Хачанов победил Черундоло и пробился в 1/8 финала турнира ATP в Майами


The 10 Intense New Action Movies on Netflix That Left Me on the Edge of My Seat!

Top 10 Emmanuelle Seigner Movies

Top 5 Websites to Watch FREE Movies - TV Shows (No Sign up!)

I was diagnosed with cancer aged 39… you are never too rich, too famous or too young, says Dr Philippa Kaye