Один Высоцкий: Высоцкий. Глава 176. «Сколько, брат, людей в России существуют неизвестно зачем»
Один Высоцкий: Высоцкий. Глава 176. «Сколько, брат, людей в России существуют неизвестно зачем»
Полный звук Главы №176: СЛУШАТЬ
«Вишнёвый сад».
Одна из самых интересных постановок Театра на Таганке: слушать
Владимир Высоцкий в роли Ермолая Лопахина. Многие критики, да и сотни зрителей, которые видели Высоцкого в этой роли на сцене, уверены, что по силе исполнения и степени раскрытия актерского дарования, среди всех театральных работ Владимира Семеновича, Лопахин идет сразу после Гамлета.
Владимир Высоцкий в роли Лопахина и Татьяна Жукова в роли Вари в спектакле «Вишнёвый сад». Москва, Театр на Таганке, 23 ноября 1975 года. Фото Михаила Строкова
Лопахин обращается к Раневской: слушать
Мы, с вашего позволения, не будем пересказывать сюжет знаменитой чеховской пьесы, которую проходят еще в школе. Уточним лишь, что в роли Раневской Алла Демидова, и это тоже одна из лучших ее ролей.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий в спектакле «Вишнёвый сад», 1977 год. Фото Александра Стернина
В 1975 году Юрий Любимов на несколько месяцев покинул свой театр.
Его пригласили в Италию ставить оперу Луиджи Ноно на сцене «Ла Скала». Для советского режиссера – это невероятный шанс. Любимов соглашается. Но в его отсутствие актеры все равно должны быть заняты. И Юрий Петрович приглашает на Таганку Анатолия Эфроса, режиссёра Театра на Малой Бронной.
Анатолий Эфрос
Эфрос был почти полной противоположностью Любимову.
И по характеру, и по манере общения, и отношению к актерам. И по режиссерскому стилю. Эфрос был куда ближе к классике, в отличие от авангардиста Любимова. Что, впрочем, не уберегло Анатолия Васильевича от столкновения с цензурой, которая запрещала его чеховские постановки. В 1975-м Эфрос был опальным режиссером. И Любимов позвал его как будто назло начальству.
Юрий Любимов
Для постановки на Таганке Эфрос выбрал «Вишневый сад».
Вот как объяснял свой выбор сам Анатолий Васильевич в интервью, данном вскоре после премьеры в 1975 году: слушать
Попытка совместить Чехова и Таганку, Эфроса и любимовскую труппу – всё это сулило большую интригу, но и большие проблемы.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий в спектакле «Вишнёвый сад», 1975 год
Этот фрагмент выступления Высоцкого в Ижевске 28 апреля 1979 года – самый полный и содержательный его рассказ о работе над постановкой «Вишнёвого сада» и вообще об отношениях с Анатолием Эфросом: слушать
Ижевск, за кулисами Дворца спорта "Ижсталь" во время встречи с членами киноклуба "Зеркало", 27 апреля 1979 года. Фото Сергея Соротокина
А отношения у них сразу установились замечательные. После постоянного диктата Любимова, который считал актеров не более чем инструментами в режиссерских руках, Эфрос дал им, что называется, «выдохнуть».
Сцена из спектакля «Вишнёвый сад». Москва, Театр на Таганке, 23 ноября 1975 года. Фото Владимира Борисова
Анатолий Васильевич восхищался актерами, считая их по определению замечательными, интереснейшими людьми.
В этом был элемент товарищества и сотворчества. Как раз летом 1975 года японское телевидение, «12 канал», снимало в Москве документальный фильм о драматургии Чехова. И японские телевизионщики приехали на Таганку, где снимали репетиции «Вишнёвого сада».
http://www.youtube.com/watch?v=FFR1t7PbFJw
Театр на Таганке. Репетиции спектакля «Вишнёвый сад».
Съёмка телекомпании "12 канал", 1975 год
Сохранился как раз фрагмент, когда Анатолий Эфрос репетирует совместно с Высоцким, Аллой Демидовой и Валерием Золотухиным, великолепно сыгравшим в этой постановке Петю Трофимова: слушать
Высоцкий говорил на концерте в Ижевске, что приступил к репетициям «Вишнёвого сада» не сразу.
Это правда. Репетировать начали без Высоцкого 24 февраля 1975 года. Владимир Семенович был в тот момент в Париже. Но Эфрос хотел видеть в роли Лопахина именно его. На третий месяц репетиций Алла Демидова отправила Володе телеграмму: «Если сейчас не приедешь – потеряешь Лопахина».
Высоцкий приехал в конце мая.
Высоцкий в роли Лопахина, 1975 год
К тому моменту роль Лопахина вовсю репетировал Виталий Шаповалов.
Репетировал замечательно. Но как только вернулся Высоцкий – других вариантов уже не было. Только в «Гамлете» и «Вишнёвом саде» у Владимира Семеновича не было дублеров. А Шаповалов не скрывал своей обиды на режиссера и годы спустя эту обиду Эфросу припомнил.
Виталий Шаповалов. Фото Ольги Чумаченко
Но Высоцкий действительно включился в работу сразу и репетировал, если можно так выразиться, жадно.
Первый раз он пришел в зал, вообще никого не предупредив, и сел в самом дальнем и темном углу, чтобы его не было видно. Он просто хотел посмотреть репетицию со стороны. И настолько внимательно следил за всем, что в какой-то момент Анатолий Эфрос просто почувствовал, что кто-то непрерывно за ним наблюдает. Почувствовал, даже не видя Высоцкого. Эфросу было очень неловко перед Шаповаловым, но как вспоминал он впоследствии, когда начал репетировать Высоцкий – это было что-то неимоверное по самоотдаче: слушать
Репетиция спектакля «Вишнёвый сад», 1977 год
Высоцкий действительно прекрасен в этой постановке.
Он начинает внешне спокойно, первые реплики звучат негромко, даже «затаенно» – именно это слово использовала в своих воспоминаниях Алла Демидова.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий на репетиции спектакля «Вишнёвый сад».
Кадр съёмки телекомпании «12 канал» (Япония), 1975 год
Ему действительно удается показать Лопахина чужаком, которому неуютно в доме Раневской среди ее окружения.
Владимир Высоцкий и Алла Демидова на репетиции спектакля "Вишнёвый сад".
Москва, Театр на Таганке, 1977 год. Фото Александра Стернина
Но постепенно мощь его игры нарастала.
Это было особенно эффектно именно на контрасте с первыми сценами. При этом Высоцкий ни на репетициях, ни на сцене не давил на партнеров, был деликатен, душевен и вообще работал с очень хорошим настроением. Но его Лопахин был силен: слушать
Владимир Высоцкий и Алла Демидова в спектакле «Вишнёвый сад». Москва, Театр на Таганке, 23 ноября 1975 года.
Фото Владимира Борисова
Удивительная вещь.
Вроде бы Чехов – совсем не таганский, так сказать, автор. Из зала постановка вообще выглядела очень необычно. Театр Любимова был брехтовским, условным. Ему не требовались костюмы, грим и какие-то особенные декорации. А здесь все было иначе.
http://www.youtube.com/watch?v=7tc_U0ERTIs
Валерий Золотухин и Алла Демидова в спектакле «Вишнёвый сад».
Фрагмент съемки ЦСДФ, 1977 год
Очень интересное оформление сцены сделал художник Валерий Левенталь.
Настоящие костюмы.
Художник-сценограф спектакля «Вишнёвый сад» Валерий Левенталь
Высоцкий играл в потрясающем белом сюртуке и брюках и был действительно похож на купца 19 века.
И он, и остальные актеры очень органично смотрелись в непривычном обрамлении на старой сцене.
Сцена из спектакля «Вишнёвый сад», 1977 год. Фото Александра Стернина
О Высоцком же Анатолий Эфрос говорил так – позволим себе довольно пространную цитату:
«Я и при жизни его считал, что это человек колоссальный. Я был младший, он – старший, и разговаривал со мной слегка снисходительно. Человек был очень закрытый, дерзкий, его все побаивались, хотя он говорил тихим голосом… Высоцкий тратил и отдавал, прежде всего, самого себя. Что он благодаря этому выразил? Люди, в жизни стиснутые тысячью повседневных обстоятельств, не кричат, подавляют в себе это желание. К подмосткам оно обычно ищет путей косвенных, закрытых. Высоцкий выразил этот крик души. Через себя. Через свою боль он выразил чувства многих».
Советская критика Лопахина среди прочих персонажей не выделяла.
"И снова Чехов…" ("Иванов" и "Вишнёвый сад" в новых постановках: удачи и просчёты»)
М.Строева, "Литературная газета", №50, 10 декабря 1975 года
Купец-делец, капиталист, разрушающий иллюзорную идиллию уходящего старого мира: слушать
В главные герои определяли то восторженного идеалиста Петю, то даже старика Фирса, которого изумительно сыграл в этом спектакле Готлиб Ронинсон.
Готлиб Ронинсон и Владимир Высоцкий в спектакле «Вишнёвый сад», 1975 год.
Фото Игоря Александрова
А между тем, сам Чехов именно Лопахина считал центральной фигурой и хорошо известно, что Антон Павлович предлагал эту роль самому Станиславскому.
Потому что если не получится Лопахин – не получится и весь спектакль.
Владимир Высоцкий в роли Лопахина, 1975 год
Правда и то, что по жизненному своему опыту помещиков Чехов знал не очень хорошо, а вот с купцами и новыми капиталистами был знаком куда лучше.
Поэтому и Лопахин у него изначально прописан точнее остальных персонажей.
Один из центральных моментов пьесы: слушать
Монолог Лопахина о великанах, который никто из окружающих персонажей просто не хочет слушать.
Лопахин — Владимир Высоцкий
Чехов считал, что написал комедию. Алла Демидова объясняла этот парадокс так: слушать
«Чехов знал законы драматургии. Он знал: чтобы показать тишину, ее нужно нарушить. Трагедия, в которой от начала до конца плачут, рискует обратиться в комедию. И в то же время несоответствие поведения людей ситуации бывает трагично. Герои «Вишнёвого сада» шутят и пьют шампанское, а болезнь прогрессирует и гибель предрешена. Об этом знают, но еще наивно пытаются обмануть себя. Беда и беспечность. Болезнь и клоунада».
Сцена из спектакля «Вишнёвый сад», 1977 год. Фото Александра Стернина
Действительно, лишь один Лопахин олицетворяет собой здравомыслие и точно представляет сложившееся положение, а все остальные просто не понимают всей тяжести ситуации.
А когда понимают, никак не могу принять хоть какого-то решения. «Вишнёвый сад» неожиданно оказался очень ритмичной пьесой, в которой чувствуются накал и нерв. Это как раз стихия Высоцкого: слушать
Владимир Высоцкий в роли Лопахина, 1975 год
В своих дневниках Алла Демидова впоследствии писала: слушать
«Мы все были погодки, но Высоцкий всегда выглядел старшим. По внутреннему возрасту. От этого в Лопахине у него была некоторая покровительность ко всем. В этой роли у него соединилась и его уникальность, и к тому времени окрепший опыт, и личные переживания в жизни, и особая любовь к Чехову, и обостренная заинтересованность в работе с Эфросом, и поэтический дар».
Кульминация спектакля.
Ермолай Лопахин выигрывает торги и становится хозяином имения и вишнёвого сада: слушать
Владимир Высоцкий в спектакле «Вишнёвый сад». Москва, Театр на Таганке, 23 ноября 1975 года.
Фото Владимира Борисова
Этот монолог стоит в одном ряду с гамлетовскими монологами, Галилеем и Хлопушей.
Уже не раз упомянутая нами сегодня Алла Демидова, так выразительно и настолько точно сыгравшая Раневскую, писала, что этот монолог Высоцкий исполнял на уровне лучших своих песен.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий на репетиции спектакля "Вишнёвый сад".
Москва, Театр на Таганке, 1977 год. Фото Александра Стернина
А Анатолий Эфрос вспоминал, что играл этот монолог Высоцкий «страшно, что вообразить трудно, как может выдержать человек такое бешенство: он так плясал, так кричал, так неистовствовал, что это было невероятно».
Поразительно, но с момента появления Высоцкого на первой репетиции до премьеры прошло всего пять недель.
Премьера состоялась 8 июля 1975 года.
Юрий Любимов к тому моменту уже вернулся из Италии, но на премьере Юрия Петровича не было.
У Любимова и Эфроса вовсю бушевал личный конфликт. Любимову в этой постановке не нравилось абсолютно всё. Декорации, игра актеров, трактовка персонажей, отсутствие переклички с современностью. Юрий Петрович вообще говорил, что не любит чеховских пьес.
Юрий Любимов
Он делал замечания Эфросу на правах главного режиссера театра – Эфрос эти замечания игнорировал.
Впрочем, требования Любимова часто противоречили друг другу.
Высоцкий пытался помирить двух режиссеров, даже приглашал обоих к себе в гримёрку, но ничего не вышло!
А когда Любимов понял, что некоторым актерам, кажется, нравится работать с Эфросом чуть ли не больше, чем с ним, ревность его только усилилась.
Тем не менее, «Вишнёвый сад» стал огромным событием и несмотря ни на что оставался в репертуаре Таганки пока был жив Владимир Высоцкий.
Алла Демидова, Анатолий Эфрос, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Мария Полицеймако в финале спектакля «Вишнёвый сад».
Москва, Театр на Таганке, 23 ноября 1975 года. Фото Владимира Борисова
Финальные фрагменты спектакля.
Лопахин и Петя Трофимов. И слова Ермолая Лопахина: «Сколько, брат, людей в России существуют неизвестно зачем»: слушать
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Викторию Чичерину и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Фрагменты воспоминаний и дневников Аллы Демидовой читала Татьяна Васина.
Владимир Высоцкий и Анатолий Эфрос в финале спектакля «Вишнёвый сад».
Москва, Театр на Таганке, 23 ноября 1975 года. Фото Владимира Борисова
Сотрудничество Владимира Высоцкого и Анатолия Эфроса продолжится уже за передами театра.
В 1976 году выйдет грандиозная радиопостановка «Мартин Иден». Затем будут еще «Незнакомка» по Блоку и пушкинский «Каменный гость».
Радиоспектакли Анатолия Эфроса с участием Владимира Высоцкого:
«Незнакомка», «Мартин Иден, «Маленькие трагедии».
Изданы в СССР на виниловых пластинках во второй половине 80-х
После вынужденной эмиграции Юрия Любимова в 1984 году Эфрос возглавил Театр на Таганке и возобновил постановку «Вишнёвого сада».
1985 год
Но с первых дней в театре он почувствовал презрение и ненависть значительной части труппы, считавшей приход Эфроса на место изгнанного Любимова предательством и штрейкбрехерством.
В том числе тех артистов, с кем ему не удалось сработаться еще в 1975 году. Этот конфликт стал одной из самых горьких страниц в истории отечественного театра. И, по общему мнению, стоил Анатолию Васильевичу подорванного здоровья и преждевременной кончины 13 января 1987 года. Многие полагают, что будь тогда рядом Высоцкий, возможно, что-то удалось бы исправить и как-то спасти положение.
«Вишнёвый сад», 1977 год. Фото Александра Стернина
Но Высоцкого не было в живых уже шесть с половиной лет.
И драматические, а порою просто постыдные события в театре, которые последовали за его смертью в июле 1980-го, обернулись впоследствии в том числе и трагическим финалом для великого режиссера Анатолия Эфроса.
Фрагмент интервью с Анатолием Эфросом, 1975 год: слушать
http://www.youtube.com/watch?v=HvijJvLTK8s
Анатолий Эфрос и Алла Демидова о работе над спектаклем «Вишнёвый сад», 1975 год
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Алла Демидова, «Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю», «Тени зазеркалья», «Всему на свете бывает конец»;
– Виктор Бакин, «Высоцкий без мифов и легенд», Владимир Высоцкий. «Жизнь после смерти»;
– Высоцкий на Таганке. Сборник (составитель С.Никулин). Галина Холодова «Лопахин».
Бонус
http://www.youtube.com/watch?v=IfsnXPxmG-A
Москва, Театр на Таганке, спектакль "Вишнёвый сад", 1976 год.
Автор слайд-шоу - Александр Петраков
Эскиз декорации спектакля «Вишнёвый сад» (художник Валерий Левенталь)
Ю.Смелков "Жар взаимной любви..." "Комсомольская правда", № 72, 26 марта 1976 года
«Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Кадр из диафильма, 1981 год
"Свобода для трёх сестёр". "Неделя", №5 (1505), 1989 год
Фрагмент экспозиции "Ты повернул глаза зрачками в душу..." в ГКЦМ В.С.Высоцкого. Фото Олега Васина
«Один Высоцкий». Сто глав. Переиздание
Уже скоро четыре года, как в эфире радиостанции «Эхо Москвы» идет программа «Один Высоцкий». На данный момент вышло более 170 глав.
Антон Орехъ на презентации мультимедийного издания «Один Высоцкий» в Государственном музее Владимира Высоцкого, 25 июля 2019 года.
Фото Александра Стернина
А два года назад мы решились на издание первой сотни глав в мультимедийном формате, в котором Высоцкого до той поры не издавал никто.
Это не просто книга. Книг о Высоцком написано сотни, если не тысячи, – и еще одна о нем была бы, скорее всего, мало кому интересна. С вашей поддержкой мы выпустили уникальное издание, каких прежде не было!
«Один Высоцкий» – это рассказ о ТВОРЧЕСТВЕ. О творчестве великого ПОЭТА. О котором мы на самом деле знаем невероятно мало – кроме нескольких строк известных песен, заезженных штампов и цитат из давно ставшего классикой киноискусства фильма «Место встречи изменить нельзя»...
Мы хотели, чтобы вы могли не только прочитать, но и услышать (и даже увидеть) разного Высоцкого. Именно поэтому издание стало мультимедийным: помимо книги с текстами ста глав цикла с расшифровками выступлений Владимира Высоцкого и воспоминаний о нем вы можете услышать звуковую версию каждой передачи программы, а также ознакомиться с дополнительными материалами.
Мы хотели, чтобы вы услышали песни, некоторые из которых, возможно, прежде не слышали никогда;
чтобы вы услышали хорошо известные вам песни в совершенно непривычном, редком исполнении (иногда в разных вариантах, в необычной манере);
чтобы вы услышали Высоцкого не только поющего, но и говорящего со сцены во время общения с публикой, в компании близких друзей, размышляющего и отвечающего на вопросы в нечастых, увы, интервью;
чтобы вы увидели уникальные фотографии, многие из которых не были обнародованы до сих пор либо публиковались крайне редко.
Мы показали вам видео- и кинокадры выступлений Владимира Семеновича на концертах, а также съемки, сделанные зарубежными телестудиями, находящимися в самых разных точках мира.
Мы рассказали вам о его ролях в театре и кино, о забытых многими работах на радио. О поездках, гастролях, встречах и творческих вечерах. О людях, оказавших влияние на его жизнь и изменивших его судьбу.
В итоге проект реализован, и мы полагаем, что наш «первый блин» получился отнюдь не «комом». Надеемся, это может подтвердить любой, даже изначально предвзятый покупатель, которому довелось подержать книгу в руках. Ведь до сих пор не было ни единого негативного отзыва от тех, кто в итоге наше издание получил!
К сожалению, подержать все это в руках смогли не так уж и много людей, а именно – подписчики издания на «Планете.ру» и те, кто помогал нам в работе, – авторы фотографий, записей, съемок. Мы еще раз благодарим их всех за предоставленные материалы – без них наше издание не осуществилось бы. А отзывы людей, которые непосредственно общались с Высоцким, снимали и записывали его, для нас бесценны.
Антон Орехъ и Константин Мустафиди на радиостанции «Эхо Москвы», 14 октября 2019 года.
Фото Виталия Рувинского
К нам поступило немало просьб выпустить новый тираж первых ста глав нашего проекта. Поэтому мы решили запустить сбор средств на повторное издание.
Чем этот сбор будет отличаться от первого? Будут ли какие-либо отличия повторного тиража от предыдущего?
Во-первых, суммой сборов. На мультимедийное издание «Один Высоцкий» мы собрали почти в два раза больше средств, чем планировали. И часто слышали вопросы – на что же пойдут «излишки»? Но по факту никаких «излишков» не оказалось... Даже пяти с половиной миллионов рублей хватило впритык – в основном из-за сильного удорожания издания в процессе работы над ним: увеличения количества страниц, тиража, роста цен на расходные материалы и т.д. Кроме того, значительная часть средств пошла на выплаты нашим партнерам с «Планеты», предоставившим свою платформу для сбора денег (а это 10% от суммы сборов), на оплату налогов и авторских вознаграждений.
На сей раз нам требуется 2 миллиона 300 тысяч рублей для издания минимального тиража – 500 экземпляров, и мы рассчитываем уложиться в эту сумму, несмотря на то, что типографский процесс за эти месяцы вновь подорожал, как и все расходные материалы. Зато теперь не придется тратить деньги на непосредственную подготовку издания, потому что оно уже практически готово – ведь мы не издаем, а переиздаем. Изменения минимальны: исправлены опечатки – слава богу, немногочисленные – которые, как мы ни старались, все же были. Кроме того, уже после того, как издание было выпущено, стали известны некоторые новые факты и подробности, и теперь мы вносим уточнения.
В итоге, потратив 4600 рублей, вы получите книгу объемом 632 страницы на отличной мелованной бумаге с полноцветной печатью. Две флешки, упакованные в отдельный «том». И все это – в общей коробке. И все это – весом в два с половиной килограмма.
Второе отличие от предыдущей кампании – это сроки. Как только сбор средств будет завершен, потребуется полтора месяца на процесс непосредственной печати книги в типографии, выпуск двух флешек – со звуком и электронной версией книги – и на упаковку готовых комплектов издания. Но в любом случае ждать полтора года вам не придется.
Третье отличие – доставка. Так уж вышло, что момент поставки нашего первого издания заказчикам совпал с переменами в жизни наших партнеров с «Планеты.ру». Переезжал их офис, переезжал пункт выдачи заказов. И это, к огромному сожалению, привело к задержкам с отправкой и получением, а также к некоторой путанице с заказами. Сейчас наши партнеры заверили нас, что в следующем году подобных проблем уже не будет.
Четвертое отличие – тираж. Заявленная нами «цель проекта» (2 300 000 рублей) – это сумма, необходимая для печати минимального возможного тиража, а именно – 500 экземпляров. Естественно, если желающих иметь на своей книжной полке наше издание будет больше, – мы и напечатаем больше. Все зависит от вас – сколько экземпляров вы закажете, столько и издадим. И возвращаясь к вопросу про «излишки сборов» – именно на дополнительный тираж они и будут потрачены. Каждый заказавший издание сможет сам увидеть на страничке проекта – сколько именно экземпляров на данный день и час заказано.
Важнейший аргумент в пользу сбора средств «по подписке»: мы можем предложить вам такую цену издания, которая (даже с учетом всех комиссий и налогов) будет примерно в полтора раза ниже, чем была бы при реализации в книжных магазинах.
Творческая группа проекта «Один Высоцкий»: Сергей Алексеев, Виталий Рувинский, Игорь Рахманов, Антон Орехъ, Олег Васин и Александр Ковановский.
Фото Александра Морозова
Мы надеемся, что с вашей помощью сумеем осуществить задуманное и порадовать тех любителей творчества Владимира Семеновича Высоцкого, которые по разным причинам не сумели стать обладателями первого тиража ста глав нашего мультимедийного издания «Один Высоцкий».
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»
Одесская киностудия, 1978 год.
Фото Бориса Кузьминского