Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Адописные образа, офени и небесные покровители: история русской иконы

0 72

Чем на самом деле была икона для наших предков и какое значение имела? Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву И — о роли иконы в жизни и культуре России.

Иллюстрация: Дарья Орлова

Икона и жизнь

В древности иконы сопровождали жизнь человека — их располагали на самом почетном месте в доме, над воротами при въезде в город, в церквях и храмах. С течением времени иконы стали шире входить в быт, например, их устанавливали на перекрестках дорог и у колодцев. Перед иконами молились и клялись. Перед любым важным начинанием или обрядом — крещением, свадьбой, отпеванием, сборами в дальнюю дорогу — обязательно обращались к иконе.

В России даже возник абсолютно уникальный в мировой практике обычай — написание мерных (или родимых) икон. Судя по всему, новатором стал Иван Грозный, который после смерти своего первенца приказал при рождении остальных детей снимать с них мерку и по ней писать икону со святым покровителем. Получалась неформатная длинная и узкая икона. Сегодня эта традиция переживает второе рождение, но, надо сказать, что мейнстримом она никогда в России не была. Во-первых, икона — это достаточно дорого, а во-вторых, в те времена четверть младенцев не доживали до года. Зачем заказывать что-то дорогое, если оно может и не пригодиться? Мерные иконы — это в первую очередь традиция царской, а после императорской семьи. И лишь изредка мерные иконы заказывали знатные и богатые люди.

Что же до крестьянской жизни, то без икон не делалось буквально ничего. Чтобы собрать богатый урожай, в праздник Благовещения перед иконой Богородицы ставили кадку с зерном, предназначенным для посева, и молились об урожае. Покровителю скотоводства, святому Георгию, молились весной, перед тем как в первый раз в году вывести скотину на улицу. Рыбаки в Петров день обязательно ставили свечку перед иконой покровителя рыболовства — святого Петра. И этот список можно продолжать бесконечно долго.

Особую роль образа играли при вступлении в брак. Иконами благословляли каждое действие. При сватовстве, при сговоре о приданом, при венчании и после свадьбы. Если молодожены переезжали в свой дом, что бывало очень редко, то в почетном красном углу обязательно ставили те иконы, которыми благословляли молодых при венчании. Это могли быть и новые, специально написанные по случаю образа, и семейные венчальные, которыми благословляли еще далеких предков. Кстати, иконы обязательно открывали список вещей, которые семья давала за невестой.

Помимо списка приданого, иконы открывали еще один — завещание. В нем подробно указывалось, кому что достанется после смерти владельца. Венчальные или благословенные образа, передаваемые по наследству, часто становились семейными реликвиями и бережно хранились поколениями потомков.

Грамота для неграмотных

Помимо, скажем так, хозяйственно-благословительной функции, икона была чем-то вроде книги. Крестьян в подавляющем большинстве грамоте не обучали, и поэтому Библию они прочитать не могли. Все знания о вере предков они получали от родителей, которые в свою очередь передавали им то, что услышали от своих родителей и от местного священника в виде проповедей. А иконы — те, что назывались житийными, — играли важную роль в подкреплении и запоминании этих знаний.

На таких иконах вокруг средника — центрального изображения святого — изображались главные сцены из его жизни. Читать их следовало как текст: слева направо и сверху вниз. Первая сцена в верхнем левом углу обычно показывает рождение, затем идут эпизоды детства, многочисленные деяния и другие эпизоды жития. Внизу — смерть праведника и посмертные чудеса. Неграмотный человек мог вести пальцем по иконе, вспоминая проповеди батюшки и рассказы родных. Получалось что-то вроде комикса.

Эксперименты и развитие иконописи на Руси

Иконы, как и все, что было связано с религией, от Библии и до храмовой архитектуры, пришли в Россию из Византии. Соответственно, все каноны и принципы иконописи тоже заимствованы. Непрофессионал, скорее всего, вообще не сможет отличить греческие иконы того времени от русских. Более того, некоторая часть самых древних и почитаемых на Руси икон создана греками. Так, один из самых известных русских мастеров конца XIV начала XV века Феофан Грек — византиец, приехавший на Русь писать иконы и расписывать храмы.

Однако по мере накопления знаний и с возникновением большого количества центров росписи икон русские мастера, отвечая на вызовы времени, начали экспериментировать со стилистикой и способами передачи образов. Яркий пример этого процесса — Андрей Рублев и его знаменитая «Троица».

Рублев совершенно по-новому и очень лаконично решил давнюю проблему, стоявшую перед мастерами. Как изобразить Триединство, если Господь непознаваем и неизобразим? Кто-то шел по простому пути — брал сюжет из Библии и максимально подробно переносил его на икону. Получалось в духе все тех же житийных икон: вот в углу сцена заклания тельца, вот трапеза, вот Авраам.

«Троица» Рублева идет другим путем. Она дает подсказки крайне экономно. Вместо внушительной трапезы и вкушающих ангелов — всего одна чаша на столе, вместо сцены, в которой Авраам встречает ангелов в Мамврийской дубраве и падает на колени, — скромный дуб на заднем плане, который выглядит практически как веточка. На гостеприимство Авраама указывает схематично изображенный домик. В картине нет движения, ангелы молча и возвышенно сидят вокруг стола, образуя круг, а их взгляды устремлены в вечность.

Икона производила на зрителя сильное впечатление. На Стоглавом соборе Ивана Грозного, который был созван в том числе для того, чтобы сократить количество разночтений в православии и установить единый канон, «Троицу» Рублева приняли за эталон изображения этого события. «Троица» никогда не мироточила, ей не приписывали легенд о чудесных спасениях или заступничестве, но при этом она оставалась одной из самых известных икон Русской православной церкви.

Адописные иконы

Впрочем, у святынь, окружающих жизнь человека, была, как оказалось, и темная сторона. Среди крестьян получила необычайно широкое распространение «страшилка» об адописных иконах. По названию понятно, что созданы они были непосредственно в аду. Молится какой-нибудь крестьянин или купец купленному образу и думает, что спасает свою душу. А на самом деле убивает ее. Ведь не знает человек, что под верхним слоем с благообразными святыми спрятан нижний слой, на котором адской сажей изображены черти с рогами, а то и сам дьявол. Вот так и пропадает человек, даже не догадываясь о своей грядущей погибели.

Слухи распространились по всей европейской территории России, а в 60-х годах XIX века по нескольким центральным губерниям даже прокатились волнения. Крестьяне собирали отряды, ходили по деревням, врывались в дома, осматривали иконы и, обнаружив на них подозрительные дефекты, сжигали без всякой жалости. Если же хозяин хоть в чем-то не соглашался с гостями, его могли обвинить в идолопоклонстве. Доходило и до смертельных случаев. Массовую истерию провоцировали и местные малограмотные священники, и газеты, которые охотно печатали страшные истории, которые крестьяне потом пересказывали друг другу. Волнения были сравнительно быстро подавлены войсками, но страшные слухи успели широко разойтись.

Современные историки объясняют эти легенды крестьянскими суевериями. Не сохранилось ни одной адописной иконы, и потому нельзя с уверенностью утверждать, что они действительно были. Впервые адописная икона упоминается в житии святого, составленном в XVI веке. Но жития сложно отнести к документально точным монографиям.

Однако определенные основания подозревать такие иконы в «нечистом происхождении» все же были. К написанию образов предъявлялось много требований. Ученики обычно работали в монастырях под контролем мастеров. Они с самого начала усваивали каноны, и обычно монастырские работы им соответствовали. Проблема в том, что иконы писались не только в монастырях, ведь для этой работы не нужно ничего, кроме материалов и желания. Отсюда множество самых разнообразных изображений, которые порой могут даже шокировать. Наиболее известный пример — троица неизвестного мастера из Тобольской губернии, написанная в XVIII веке. Лики на иконе сведены в один: глаза центрального принадлежат одновременно еще двум, расположенным справа и слева. Подобные неканоничные, непривычные изображения создавали богатую почву для слухов. А кроме того, были и те, кто на этом зарабатывал.

Бродячие торговцы и их роль в распространении икон и ереси

В XVI веке в окрестностях Владимира возникло совершенно уникальное явление. Там протекало множество рек, которые служили основными транспортными артериями страны, и потому места были очень удобные для многочисленных ярмарок, куда съезжались крестьяне, чтобы продать и купить товары. Кроме того, там сохранилось много особо чтимых храмов и монастырей со святыми реликвиями. Приезжая на ярмарку, крестьянин часто совмещал бизнес с заботой о спасении души. Поэтому религиозные товары пользовались повышенным спросом. Однако иконы, написанные в монастырях, были крестьянину не по карману. Образовавшуюся нишу как раз и заняли жители окрестных деревень, причем, по-видимому, писать иконы их научили монахи местного Троицкого монастыря. Довольно быстро эти иконописцы пришли к мысли, что только лишь ярмарками сыт не будешь, и они начали ходить по деревням, чтобы там сбывать иконы. Таких крестьян стали называть офени.

Настоящий взрыв их популярности случился одновременно с церковным расколом в XVII веке. Патриарх Никон решил привести многочисленные местные обряды к единому стандарту. В деревнях к новым веяниям отнеслись более чем настороженно: деды и прадеды всю жизнь молились по-своему вот этим святым, с какой стати наши иконы надо уничтожать? И почему креститься нужно тремя перстами, а молитвы произносить с другими словами? Никто не мог понять, как и почему все привычное вдруг стало ересью.

Самый яркий пример — изображения Псоглавцев. До церковной реформы человек с песьей головой, как, например, святой Христофор из рода Кинокефалов, был вполне привычным изображением в храме. Теперь такое изображения было объявлено ересью и святой должен был изображаться только с человеческим лицом. Все старые изображения предписывалось сжечь. Однако если монастыри, церкви и горожан контролировать было сравнительно легко и в течение пятидесяти лет все крупные центры были подчинены церковной власти, то как добраться до крестьян в медвежьем углу, которые ни разу в жизни ни государственных людей, ни церковное начальство в глаза не видели? Как им объяснить, почему и зачем проводится церковная реформа? Этой ситуацией моментально воспользовались офени.

Поскольку в монастырях теперь писали иконы по новым канонам, а спрос на староверные образа все еще был широк, у офеней вдруг оказался практически неисчерпаемый источник доходов. Ведь, кроме как у них, купить «правильные» иконы часто было негде. Крестьяне в центральных губерниях жили уже по-новому, но при этом покупали и прятали староверные иконы. Не желающие подчиняться новым правилам уходили со своих нажитых мест в поисках нового пристанища. Для таких людей офени стали единственным вариантом покупки икон, да и не только. Очень быстро они покрыли своей торговой сетью буквально всю страну. Офени ходили за Урал, в прикаспийские степи, к поморам и даже на Камчатку. Им можно было заказывать товары, а если деревня располагалась далеко от торговых путей и крупных городов, то часто офени становились единственными источниками информации для крестьян, буквально окном в мир. Один торговец приходил осенью, другой — весной, и через них крестьяне узнавали о том, что творилось за пределами их деревни.

И именно офеней иногда обвиняли в продаже адописных икон. Однако речь шла не о борьбе за души, а об обычном мошенничестве. Например, в статье Николая Лескова «Адописные иконы» раскрывается такая схема. В деревню приходил офеня с иконами, продавал товар и уходил. Буквально на следующий день приходил другой офеня. Ему говорили: спасибо за новости, но иконы твои нам не нужны, мы буквально вчера закупились. Торговец просил показать иконы, ногтем сколупывал верхний слой краски, а там под ним — черти и дьяволята! Офеня предлагал купить у него настоящие иконы, а адописные по дешевке отдать ему — он сам их и сожжет. Конечно, крестьяне были рады такому «избавлению» и охотно соглашались. А компаньоны встречались в условленном месте, замазывали чертей и шли в следующую деревню.

Между прочим, офени даже изобрели свой секретный язык — собственно феню, — который не понимал никто кроме них. В некоторых офенских деревнях старики до сих пор помнят, как на нем говорить. (К слову, блатная феня выросла именно из этого наречия. А первый словарь офенского языка составил Владимир Даль по заданию правительства, которое подозревало офеней в распространении ересей и нарушении церковных канонов.)

Прообраз портретов

Со временем бизнес офеней расширялся. Они торговали всем, на что был спрос, от обуви до книг. А место икон постепенно занимали (или, скорее, дополняли) лубочные картины. Лубок — очень простой вид искусства, изображающий практически все что угодно: виды далеких стран, изображения животных, народных героев, сказки или шутливые анекдоты. Наивное и аляповатое искусство, которое в те времена, в условиях крайней нехватки информации, стало невероятно популярным. Люди всегда хотели узнавать новые интересные истории, а журналы и книги большинству были не по карману.

Помимо лубка в конце XVI века на Руси появляются первые портреты. Долгое время изображать человека считалось грехом. Буквально все изображения людей, которые у нас есть, — это святые. А тут кто-то вознамерился изобразить себя? Кощунство! Но время не стоит на месте, культура постепенно отходит от религиозности, и на Руси появляются первые портреты — парсуны. Их особенностью было то, что они делались в техники иконописи и писали их те же мастера. Те же краски, те же доски из липы. Для понимания можно посмотреть на парсуны конца XVI — начала XVII века — портреты Федора Иоанновича, Михаила Скопина-Шуйского, Федора Алексеевича, — а затем сравнить их с иконами того же периода. Если бы не нимбы святых, можно и перепутать.

Однако очень быстро ситуация изменилась. Портреты оказались очень популярным искусством, и парсуны, при сохранении техники письма, стали быстро отходить от иконописных канонов. Уже во второй половине XVII века парсуны часто пишут не на досках, а на холстах масляными красками, и хотя они сохраняли некоторые следы иконописной техники, мода на них постепенно сошла на нет.

Небесное покровительство

У икон была еще одна очень важная роль — государственная. Особо чтимые древние иконы, к которым на протяжении столетий ходили паломники, скрепляли государство. Им приписывались многочисленные чудеса, исцеления и даже несколько выигранных сражений. Иконы были частью государственного мифа. Вот что пишет, к примеру, иеромонах Филадельф.

Как и прежде ограждают Русскую землю чудотворные ико­ны Божией Матери. Тихвинская икона хранит и благослов­ляет северные пределы. Иверская икона — южные. Почаевская и Смоленская ограждают землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая Российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре России сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за кото­рым трапезовало Святое Семейство.

Расскажем подробнее о самой важной и почитаемой — Владимирской. Еще в XII веке Богоматерь была Вышгородской, но князь Андрей Боголюбский вывез ее из-под Киева и перевез в свою столицу, Владимир, где она заняла центральное место в новом Успенском соборе. В то время Киев стремительно терял свое значение, и Андрей Боголюбский был первым, кто захватил старую столицу Великих князей, но не стал там править, а отдал город на разграбление солдатам и ушел обратно во Владимир. Теперь центр земель Русских вслед за Вышгородской Божьей матерью перемещался туда.

Впрочем, это был не последний переезд. Как только усилилась и возвысилась Москва, икона снова поменяла место жительства. Ее перевезли для защиты от Тамерлана, который шел в поход на север. Железный хромец добрался только до Ельца, после чего повернул обратно из-за восстания в тылу покоренных им народов. В Москве это событие приписали чудотворному заступничеству Владимирской Божьей матери. На месте сретения, то есть встречи москвичами иконы, был построен Сретенский монастырь, куда и поместили икону. В следующий раз ее торжественно перенесли в Успенский собор после стояния на реке Угре в 1480 году, которое официально закончило эпоху татаро-монгольского ига.

***

Значение икон в жизни наших предков сложно переоценить. Они сопровождали жизнь каждого человека, помогали укреплять и централизовывать государство, стали прообразом первых портретов и источником вдохновения для множества культурных феноменов нашей страны.

Авторы Семен Аксенов, Никита Дешевых

Библиография:

  1. Домострой в переводе на современный язык. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Перевод и комментарии В. В. Колесова
  2. Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни — по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам. М.: Паломникъ, 2003
  3. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000
  4. Власов В. Г. Икона мерная. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-классика, 2006
  5. Самойлова Т. Е. Священное пространство княжеского гроба. М., 2006
  6. Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. LXIX. Труды этнографического отдела. М., 1890
  7. Иеромонах Филадельф (Боголюбов). Заступница Усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. М., 1992

 




Грозный

В сквере Орловских литераторов установили горельеф


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Московский Пасхальный фестиваль

Cуперфинал Кубка России планируют провести в «Лужниках», сообщил источник

Стало известно, куда россияне чаще всего летают бизнес-классом

Калуга в топ-5, наркотические булочки и ограждение в сквере Мира: главное за день

Новости Грозного

Полку Росгвардии имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова исполнилось 18 лет

Учащиеся школы Росгвардии стали победителями регионального турнира по шахматам в Грозном

Кадыров: В Чечне появится еще один город

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ РОСГВАРДИИ ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРОВЕРИЛ ГОТОВНОСТЬ СВОДНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БПЛА В ГРОЗНОМ.


В МВД раскрыли результаты проверки жёсткого задержания министра МЧС Чечни Цакаева

РОСГВАРДИЯ ОБЕСПЕЧИЛА ПРАВОПОРЯДОК НА ФУТБОЛЬНОМ МАТЧЕ РПЛ «АХМАТ» - «БАЛТИКА» В ЧЕЧНЕ

В сквере Орловских литераторов установили горельеф

У Кадырова нашли болезнь мозга в придачу к некрозу поджелудочной, – СМИ


В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРЕДСТАВИЛИ НОВОГО КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО БАТАЛЬОНА ОПЕРАТИВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ РОСГВАРДИИ

Кадыров на фоне слухов о болезни показал на видео, как тренируется в зале

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ РОСГВАРДИИ ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРОВЕРИЛ ГОТОВНОСТЬ СВОДНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БПЛА В ГРОЗНОМ.

ЧЕЧНЯ. Депутат Госдумы РФ Адам Делимханов с рабочим визитом посетил Иран


Глава Чечни Рамзан Кадыров
Чечня

В Чечне показали тренировку Кадырова на фоне слухов о его болезни


Частные объявления в Грозном



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Певица

Певица Юлия Паршута стала новой гостьей шоу “Утро. ТНТ”



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Грозный на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Концерт «Юрий Башмет, Константин Хабенский, ансамбль «Солисты Москвы». К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Валерий Гергиев и артисты Мариинского театра провели фестиваль «Гений места» в Пскове

Певица Юлия Паршута стала новой гостьей шоу “Утро. ТНТ”

В филиалах АО "Желдорреммаш" прошли традиционные весенние общезаводские субботники


Елена Рыбакина рассказала о проблемах со здоровьем

Елена Рыбакина стала чемпионкой турнира WTA-500 в Штутгарте

WTA сообщила о достижении Рыбакиной после победы над Швентек

Пятая ракетка мира Пегула не выступит на турнире WTA 1000 в Мадриде


Geri Halliwell & Christian Horner ‘in talks’ to make fly-on-the-wall Netflix doc as couple move on from sexting scandal

'Sticking his thumb in the judge's face': Michael Cohen says $1k gag order fines are joke

Scheduling Alignment Is More Important Than Strength of Schedule For The Chicago Bears In 2024

Shamil Musaev def. Logan Storley at 2024 PFL 3: Best photos