Букет рябины
В преддверии Дня рождения поэтессы в Калужском музее изобразительных искусств, в бывшем Доме учителя, проходит третья выставка из цикла «Марина Цветаева. Поэзия и проза жизни».
Экспозиция «Изломы судьбы» посвящена полной трагизма жизни, поэтому эпиграфом к ней служит стихотворение «Рябину рубили зорькою. Рябина — судьбина горькая…»
Бурная юность, замужество по обоюдной страсти, Октябрьская революция, Гражданская война, эпоха Военного коммунизма, голод, холод, неустроенность, зыбкость бытия. Затем – голод уже не на Родине, которая сама была в разрухе и нищете, а в благополучной Европе.
Одно дело – писать стихи о Пугачеве, и совсем другое — оказаться в круговороте рождения нового мира:
Белый был — красным стал: Кровь обагрила.
Красным был — белым стал: Смерть победила.
Экспонаты, подобранные к выставке, — памятки о местах и людях, сыгравших важную роль в судьбе поэта и прозаика. Крымские пейзажи, написанные С. Васильчиковым и А. Куприным, литературные места Москвы на графических работах Е. Мациевского.
Прекрасный Люксембургский сад в Париже, рисунок коллеги Цветаевой по нищете и мытарствам эмиграции Зинаиды Серебряковой. Небольшие по формату графические работы парижских пейзажей Матвея Доброва и Вадима Фалилеева представляют особую ценность. Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879 — 1950 гг.) – один из крупнейших русских граверов, художник, который утвердил гравюру как самостоятельное искусство, равноправное с живописью.
Символичная фаянсовая скульптура Цветаевой с одним крылом выполнена Валерием. Малолетковым. Художник создал серию керамических произведений «Творцы духа». В нее вошли скульптурные композиции, посвященные Пушкину, Гоголю, Есенину, Цветаевой, Ахматовой и Татлину. В каждой из работ портретное сходство и психологическое состояние модели органично передаются пластическими качествами керамики.
В эмиграции Цветаева написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника.
Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель да чешские деревни — вот места души моей». Поэтому на высоком берегу Оки в Тарусе установлен камень, тарусский доломит, с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Экспозиция будет работать до 15 ноября. Придите почтить память той, что так любила наш Калужский край.
Фото Игоря РУЛЁВА.