В челябинском театре появится выставка кукол из самых нашумевших спектаклей
0
154
В Челябинском театре имени Вольховского на сцене играют самые необычные актеры — куклы. Их создают здесь же, в цехах, а оживать им помогают актеры. К Международному дню кукольника мы заглянули за кулисы театра и выяснили, как буквально из подручных материалов рождается настоящее чудо искусства. В публикации «Вечерки» мы расскажем вам про путь куклы — от замысла до выхода на сцену.
Наше путешествие в удивительный мир кукол мы начали с мастерской главного художника театра Елены Хохлович. Ее кабинет словно лаборатория волшебника. Здесь самые обычные предметы — ножницы, листы картона, цветы на окнах — кажутся магическими артефактами.
Благодаря Елене Хохлович челябинские зрители увидели не одну удивительную куклу
Куклы были страстью Елены с детства. Немало их сделано для себя, по заказу, для частных коллекций. И, как иногда бывает, увлечение превратилось в профессию.
На столе у Елены Хохлович эскизы к будущему спектаклю, над которым начал работу главный режиссер театра Александр Борок. Эскиз — это начальный момент работы над куклой. В процессе создания внешнего облика персонажа определяется и его характер. Иногда он может быть озорным, как у лягушонка-маппета, иногда — трагичным и мрачным.
О создании кукол Елена Хохлович может увлеченно рассказывать часами
Художник театра кукол должен быть отчасти механиком и инженером, разбираться в материаловедении. Для изготовления кукол используются самые различные материалы: бумага, поролон, пластик.
На некоторых масках можно встретить весьма необычные заметки
Однако по-прежнему самой популярной технологией остается папье-маше. Именно в этой старой проверенной технике выполнены, например, маски для нового спектакля «Дон Жуан», сделанные по эскизам художника Антона Болкунова. А головы из папье-маше для спектакля «Годунов» (художник Татьяна Нерсисян. — Прим. редакции) в процессе постановки не раз бросают на сцену, но прочный материал выдерживает такую нагрузку.
Все куклы в театре разные, и у каждой — свой неповторимый характер
Но иногда для кукол используют и самые необычные материалы. Например, пряжу. Некоторые детали одежды для новогоднего спектакля «В гостях у Дедушки Мороза» связаны вручную.
А обитающий в кабинете Елены Хохлович филин Соломон вообще одет в ткань, сотканную вручную на станке в цехе театра кукол. Об этой работе художница рассказывает с особым чувством, которое трудно передать словами — здесь и радость, и гордость за результат своего труда.
А какие эмоции у вас вызывают эти куклы?
Специально к нашему визиту в кабинет Елены Хохлович принесли кукол из самых разных спектаклей. Какие только персонажи тут не гостили. Среди них — и сказочные, сделанные в стилистике «кукол на тычках».
Александр Сергеевич стал героем спектакля «Неправильные сказки»
Театр кукол — самая настоящая страна чудес. Ну где еще можно запросто столкнуться с классиком отечественной литературы собственной персоной? В кабинете главного художника временно оказался сам Александр Сергеевич Пушкин из постановки «Неправильные сказки» (художник Захар Давыдов).
Яркие куклы театра способны напомнить о детстве любому
В такой атмосфере непросто остаться в рамках профессии журналиста. Так и тянется рука к кукле, так и хочется попробовать себя в роли актера театра имени Вольховского.
Некоторых игрушечных актеров челябинского театра теперь можно увидеть лишь на выставках
Среди прочих Елена Хохлович показывает нам и куклу из спектакля «Гарантийные человечки» по сказке Эдуарда Успенского. Эта постановка режиссера Александра Борока и художника Николая Бабушкина про маленьких помощников, поддерживающих работу сложных приборов, уже не выходит на сцене челябинского театра. Но ее кукольных актеров тут хранят до сих пор.
Но сама по себе кукла ни ходить, ни говорить не может. Свой голос, свой темперамент и талант дарят ей актеры. И порой это дается им совсем не просто.
Актриса Наталья Балдина работает вместе с куклами уже полвека
Наталья Балдина служит в театре имени Вольховского почти 50 лет. Сюда она попала после окончания театрального училища в Казани. Как и многие коллеги, грезила сразу же получить главную роль. С опытом ее мечта исполнилась. Одной из значимых ролей Натальи Балдиной была, например, Роза в спектакле «Маленький принц».
Вкладывая душу в работу, актеры помогают в рождении души самой куклы
В 90-е годы театр переживал непростые времена. После ухода Валерия Вольховского менялись режиссеры, а порой учреждение и вовсе работало без творческого лидера. Возглавивший театр в это время Александр Борок предложил неожиданную идею — сделать спектакль по «дворовым» песням о любви.
В работе актеров важны даже малейшие эмоции
Иногда роль удивляет и даже пугает исполнителя. Так, в спектакле «Аналогия» режиссера Михаила Яремчука Наталье Балдиной нужно было воплотить на сцене образ весьма необычной курицы.
Актриса и ее персонаж — Арина Родионовна — даже немного похожи
Заглянуть в закулисье театра сейчас могут многие зрители. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)
Увидеть закулисную сторону театра могут не только журналисты, но и обычные зрители. Для них в честь Международного дня кукольника стартовали увлекательные экскурсии, которые показывают, как устроена волшебная кукольная страна.
На экскурсии актеры подробно рассказывают про своих кукол. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)
Как рождается характер
Благодаря Елене Хохлович челябинские зрители увидели не одну удивительную куклу
Куклы были страстью Елены с детства. Немало их сделано для себя, по заказу, для частных коллекций. И, как иногда бывает, увлечение превратилось в профессию.
На столе у Елены Хохлович эскизы к будущему спектаклю, над которым начал работу главный режиссер театра Александр Борок. Эскиз — это начальный момент работы над куклой. В процессе создания внешнего облика персонажа определяется и его характер. Иногда он может быть озорным, как у лягушонка-маппета, иногда — трагичным и мрачным.
— Вот, например, большая ростовая кукла для спектакля «Мой муж Даниил Хармс». Ее создание оказалось непростой задачей, ведь нужно было, чтобы у зрителя возникало ощущение, что перед ним живой человек, — рассказывает художница.
О создании кукол Елена Хохлович может увлеченно рассказывать часами
Материал для чуда
На некоторых масках можно встретить весьма необычные заметки
Однако по-прежнему самой популярной технологией остается папье-маше. Именно в этой старой проверенной технике выполнены, например, маски для нового спектакля «Дон Жуан», сделанные по эскизам художника Антона Болкунова. А головы из папье-маше для спектакля «Годунов» (художник Татьяна Нерсисян. — Прим. редакции) в процессе постановки не раз бросают на сцену, но прочный материал выдерживает такую нагрузку.
Все куклы в театре разные, и у каждой — свой неповторимый характер
Но иногда для кукол используют и самые необычные материалы. Например, пряжу. Некоторые детали одежды для новогоднего спектакля «В гостях у Дедушки Мороза» связаны вручную.
А обитающий в кабинете Елены Хохлович филин Соломон вообще одет в ткань, сотканную вручную на станке в цехе театра кукол. Об этой работе художница рассказывает с особым чувством, которое трудно передать словами — здесь и радость, и гордость за результат своего труда.
— Соломон в спектаклях не участвует, хотя вполне мог бы сыграть роль совы, рассказывающей сказки. Он остается вне сцены, как авторская кукла, — говорит художница.Мастера, соткавшие ткань для Соломона, вообще способны справиться с самыми сложными задачами. В цехе театра работают опытные специалисты, досконально изучившие специфику создания кукол и преданные своему делу.
А какие эмоции у вас вызывают эти куклы?
Специально к нашему визиту в кабинет Елены Хохлович принесли кукол из самых разных спектаклей. Какие только персонажи тут не гостили. Среди них — и сказочные, сделанные в стилистике «кукол на тычках».
Александр Сергеевич стал героем спектакля «Неправильные сказки»
Театр кукол — самая настоящая страна чудес. Ну где еще можно запросто столкнуться с классиком отечественной литературы собственной персоной? В кабинете главного художника временно оказался сам Александр Сергеевич Пушкин из постановки «Неправильные сказки» (художник Захар Давыдов).
Яркие куклы театра способны напомнить о детстве любому
В такой атмосфере непросто остаться в рамках профессии журналиста. Так и тянется рука к кукле, так и хочется попробовать себя в роли актера театра имени Вольховского.
Некоторых игрушечных актеров челябинского театра теперь можно увидеть лишь на выставках
Среди прочих Елена Хохлович показывает нам и куклу из спектакля «Гарантийные человечки» по сказке Эдуарда Успенского. Эта постановка режиссера Александра Борока и художника Николая Бабушкина про маленьких помощников, поддерживающих работу сложных приборов, уже не выходит на сцене челябинского театра. Но ее кукольных актеров тут хранят до сих пор.
— Некоторые спектакли еще идут в репертуаре, а другие уже сошли со сцены. Но расставаться с этими замечательными куклами не хочется, — объясняет Елена Хохлович. — Потому мы готовим небольшую экспозицию в фойе театра, которая будет демонстрировать такие чудесные произведения театральных художников.
Есть ли у куклы душа?
Актриса Наталья Балдина работает вместе с куклами уже полвека
Наталья Балдина служит в театре имени Вольховского почти 50 лет. Сюда она попала после окончания театрального училища в Казани. Как и многие коллеги, грезила сразу же получить главную роль. С опытом ее мечта исполнилась. Одной из значимых ролей Натальи Балдиной была, например, Роза в спектакле «Маленький принц».
— Роль как будто и не главная, но без этого персонажа история Маленького принца была бы совсем другой, — говорит актриса. — Работа над образом шла непросто, но Валерий Аркадьевич Вольховский сумел помочь разобраться в нюансах этого характера.
Вкладывая душу в работу, актеры помогают в рождении души самой куклы
В 90-е годы театр переживал непростые времена. После ухода Валерия Вольховского менялись режиссеры, а порой учреждение и вовсе работало без творческого лидера. Возглавивший театр в это время Александр Борок предложил неожиданную идею — сделать спектакль по «дворовым» песням о любви.
— В нашем театре всегда работали поющие актрисы, — уточняет Наталья Балдина. — Потому ансамбль сложился практически сразу: Алла Антипова, Людмила Глушкова, Арина Жарикова, Валентина Ширяева и я. Мы пели романсы, авторов которых не мог определить никто, но их слова и мелодии знали все.Авторы сами не ожидали оглушительного успеха постановки — с «Историей любви» театр объездил практически все российские фестивали. Спектакль получил Гран-при VII открытого Уральского фестиваля театров кукол. Артисты с успехом выступили и на фестивале актерской песни имени Андрея Миронова в Нижнем Новгороде и с тех пор постоянно принимают участие в творческих состязаниях поющих актеров.
В работе актеров важны даже малейшие эмоции
Иногда роль удивляет и даже пугает исполнителя. Так, в спектакле «Аналогия» режиссера Михаила Яремчука Наталье Балдиной нужно было воплотить на сцене образ весьма необычной курицы.
— По замыслу постановщика и художницы Ирины Хмарук этот персонаж пьесы Славомира Мрожека «Серенада» выглядит как героиня фильмов для взрослых — в черном латексе, высоких ботфортах и с хлыстом в руке, — говорит актриса. — Возрастной ценз этого спектакля — 16+.Тем не менее вместе с авторами спектакля Наталье Балдиной все же удалось справиться с этой непростой задачей. Постановка имела успех у зрителя.
Актриса и ее персонаж — Арина Родионовна — даже немного похожи
— Работа в театре — это всегда поиск. Успокаиваться нельзя — ни молодым, ни ветеранам. Именно потому мне нравится новая работа: роль в спектакле «Неправильные сказки» — няня Арина Родионовна, которая играет не на балалайке, а на электрогитаре, — признается Наталья Балдина.
Заглянуть в закулисье театра сейчас могут многие зрители. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)
Увидеть закулисную сторону театра могут не только журналисты, но и обычные зрители. Для них в честь Международного дня кукольника стартовали увлекательные экскурсии, которые показывают, как устроена волшебная кукольная страна.
На экскурсии актеры подробно рассказывают про своих кукол. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)