Славный сын Кирилловки
Карпов Андрей Васильевич родился в с.Кирилловка 9 октября 1837г. (старый стиль) в семье крестьянина. После окончания арзамасского уездного училища поступил в 4 класс Нижегородской классической гимназии. В 1876 г. учится в казанском ветеринарном институте, который и оканчивает в 1681 году, после чего был направлен в Орск Оренбургской губернии. Умер в мае 1885 г. в г.Орске. Это незаурядная личность, вышедшая из крестьянской среды, много повидавшая и много сделавшая в течение столь короткой жизни. В 1874 г. Андрей Васильевич Карпов знакомится с издателем "Нижегородского сборника" Александром Серафимовичем Гацисским и по его рекомендации в каникулы 1875 г. начинает собирать народный фольклор. Вот что он пишет Гацисскому А.С.
Кирилловка, 16 июня 1875
Уважаемый Александр Серафимович. Неделю тому назад пошел на Тешу без полицейского содействия. Я был в Кожине, Страдникове, Чупарлейка, (нязевко, Пешелани, Гегреве, Ровоселках, Собакине, Кобылихе, Шатках, Еацком, Старался узнать ответы на ваши вопросы ддиной Рами "Программы". Данные узнаю (некоторые) из разговоров, при том стараясь записывать их потихоньку или после…"
К этому времени он собрал свыше 130 песен, Он жалуется на недоверие и подозрительность крестьян при написании обычаев. Через год он уже записал 500 песен (14 октября 1876 г.) когда в России была создана комиссия по исследованию кустарных промыслов, он при содействии А.С.Гацисского принялся за эту работу. "Сапожный промысел в уездной слободе Арзамасского уезда", "Скорняжный промысел в Арзамасском уезде", "Кузнечный промысел в северо восточной части Арзамасского уезда"…,"Баляный промысел в Арзамасском уезде" "(устарные промыслы в Арзамасском уезде": гончарный промысел в Забелине, мегельный в Мотовилове, веревочный в Ардатове, кошемный - в Хохлове, "Баланный и шопной промысел Соменовском и Еплахнинском уездах", "Судостроение в Чернорецкой волости", "Прядильный промысел в Горбатовском уезде", "Падающий кузнечный промысел", а всего 22 промысла.
Трудности состояли в том, что никто не хотел раскрывать секреты своего мастерства, чтобы конкурентноспособность не потерять - говоря современным языком. У него есть и "Народные поверья относительно домашних животных и народная ветеринария", "О внутренностях домашних животных - перевод с французкого. В "Ределе" печатается его "Оригинальный промысел", "Ришенство как промысел", пишет он в "Волжском вестнике", в "Симбирской земской газете", в "Оренбургском листке". И после его смерти в 1886 г. в "Нижегородских губернских новостях" печатаются его "Очерки народного самоуправления".
В.И.Ленин в книге "Развитие капитализма в России" делает многочисленные ссылки на работы Карпова. Большая работа по сбору песен, кустарных промыслов, учеба, плохое питание, неприхотливость в одежде, все это отразилось на его здоровье. А начав работать в Оренбуржье ветеринаром, он с головой окунулся в работу на скотопрогонном пункте. в Срске. Скот оттуда шел даже до Арзамаса (овцы), забивался выездновцами на лугах, топилось сало на салотопных заводах, мясо продавалось, а сычуги прихватывали выездногцы, за что их прозвали сычужниками. Карпов одет то губернию, то в Ильинское, то на Орловский хутор бороться с эпидемиями и гибелью скота, не шадя своего здоровья. Но не везде успеешь.
Губернский врач инспектор отмечает: "Служебная деятельность ветеринара Карпова не отличается точностью исполнения требований не только местной полиции, но даже распоряжений местного начальства." Его переводят в Оренбург, чтобы Карпов "находился под непосредственным наблюдением губернского начальства". Вскоре он и скончался 28 лет не отчитавшись в расходовании полученного аванса. Пошли запросы, где он жил да был, да какие имения имел, Го ничего на оказалось, А всё его богатство было в его душе, мыслях и делах, которые он вершил. Нелегко было сыну крестьянина получить высшее образование, и далось это большим трудом в ущерб своего здоровья.
Из дома помощи никакой, он еще помогал своему отцу. Это мы видим из его переписки с Л.С.Гацисским. В письме от I4 октября 1876 г. из Казани просит А.С. Гацисского, что из 40 рублей, которые дает ему А.С. "20 рублей прошу передать В.А.Раевскому, 10 - переслать мне в Казань, остальные же 10 - моему отцу Насилию Герасимовичу Карпову, или Гаранину - по уличному,".
В письме от 18 февраля 1837 г. из Казани Карпов просит денег от Статистического управления Нижегородской губернии в счет летней работы по исследованию кустарных промыслов. В одном из писем он пишет: "Зачем поступил в Ветеринарный институт - избавить своих родных как можно быстрее от бедноты…"
Но этого, как мы увидим, ему не удалось добиться. Карпов жил мыслями, чувствами и заботами людей своего класса - крестьянства. Он уже видел расслоение в деревне: между бедными и состоятельными находится великая пропасть, что в деревне, особенно среди молодежи, появились люди размышляющие о причинах такого положения. Он видел народников и понимал, чего они хотят, а как - этого понять и принять не мог. Остановлюсь на жизни крестьян нашего села. В селе никогда не было помещика, но наши крестьяне были приписаны к Спасскому монастырю и имели свои постоянные обязанности: пахали монастырскую землю, убирали урожай, возили зерно на мельницу, занимались заготовкой сена, дров для монастыря и вели другие потребные работы. Земля песчаная, малоплодородная, хлеба хватало до Рождества и жили бедно.
"Что жизнь наша… Плевка не стоит… Целый век работаешь, все нет ничего, только чуть-чуть с голоду не помрешь," - отмечает А.В. Карпов. В Кирилловке в 1877 г. было богатых 15 семей, средних - 97, бедных 60, 30 семей жили сбором грибов, ягод, лекарственных трав. После смены крепостного права недоимка за Кирилловкой составила 2693 рубля, т.е. 5,8 рубля на душу, а в Ямской Слободе (на черноземе) 683 рублей, т.е. 2,5 рубля на душу. Немного нас выручал скорняжный промысел, но не всегда. Едут мужики на заработки в Кулебаки, Алатырь, в Оренбург, Симбирск, Пермь и другие места на летние работы. А отсюда болезни и лечатся доморощенными средствами.
Народ нищает и вырождается. Вот что говорит А.Д.Усачева: "Жил у нас сапожник Утенков, а чинить нечего, кожаная обувь справлялась одна на всю жизнь и надевали ее в церковь да на праздники. Пошла в деревню милостыню просить. Заходит в дом: женщина на лавке лежит, стонет, больная, детишки в рупьях на печке сидят, есть просят. Жаль мне стало, было у меня два кусочка, отдала, а третий гучку тянет, а у меня только картошка в сумке, отдела ему, а он прямо сырую грызть стал. А я пошла в другой дом." При такой жизни было и воровство, и побои, и всякое другое, а для наказаний был правеж. "На большой дороге в Саблуково на холме между селом и Смородинновым оврагом у Чуварлейских обрезок (мелкий лес) была врыта дубовая...
Далее см.фото 28 и др. страниц:
Панков Василий Алексеевич. Кирилловка и её люди. 1998